РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КОМПЬЮТЕРНОМ МОДЕЛИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

А.Н. Лебедев

Alexander N. Lebedev THE ROLE OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL RESEARCH IN COMPUTER MODELING OF PSYCHOLOGICAL IMPACT ON THE INTERNET

https://doi.org/ 10.38098/ipran.opwp.2020.17.4.004.

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация: В статье рассматриваются социально-психологические проблемы агент-ориентированного моделирования информационных процессов в Интернете с целью психологического воздействия и социального влияния на пользователей. Утверждается, что одной из проблем, снижающих прогностическую надежность агент-ориентированного моделирования, является недооценка автономности пользователей, непредсказуемости их действий в процессе информационного обмена. Также обращается внимание на то, что качество моделирования определяется эффективной организацией совместной работы специалистов в области программирования, IT-технологий и психологов, поскольку специфика психологической терминологии и той, которая применяется программистами, создают проблемы взаимопонимания. Обсуждаются также известные и недостаточно изученные социально-психологические феномены, обеспечивающие эффективность психологического воздействия и социального влияния в Интернете, в частности, влияние ценностной поляризации населения на отношение к получаемой в сети информации. Феномен поляризации изучается в социальной психологии с начала 70-х годов прошлого века. Первоначально он был обнаружен в малых социальных группах при анализе групповых дискуссий и принятия групповых решений. Позже различные формы психологической поляризации исследователи начали изучать в больших социальных группах. Было установлено, что данный феномен существенно влияет на эффективность массового психологического воздействия. В статье приводятся результаты эмпирических исследований отношения респондентов ценностно поляризованных групп к различным типам рекламы и пропаганды в средствах массовой информации и Интернете. Также проанализирован опыт исследований обмена информацией агентами в социальной сети Фейсбук, свидетельствующий о необходимости учитывать фактор автономности, индивидуальности и ценностной поляризации пользователей Интернета.

Ключевые слова: агент-ориентированное моделирование, социально-психологическая установка, ценностная поляризация, психологическое воздействие, социальное влияние, межличностное общение, маркетинговые коммуникации, реклама, пропаганда, медиапланирование

Abstract: The article deals with the socio-psychological problems of agent-based modeling of information processes on the Internet in order to determine the prospects of psychological impact and social influence on users. It is argued that one of the problems that reduce the predictive reliability of agent-based modeling is underestimating the autonomy of users and the unpredictability of their actions in the process of information exchange. Attention is also drawn to the fact that the quality of modeling communication and interpersonal interaction of users of social networks is determined by the effective organization of joint work of specialists in the field of programming, IT-technologies and psychologists, since the specifics of psychological terminology and the one used by programmers create problems of mutual understanding. The article also discusses well-known and insufficiently studied socio-psychological phenomena that ensure the effectiveness of psychological influence and social influence on the Internet. In particular, the influence of value polarization of the population's consciousness on the attitude to information received in the network is considered. The phenomenon of polarization has been studied in social psychology since the early 70s of the last century. It was initially found in small social groups when analyzing group discussions and group decision making. Later, researchers began to study different forms of polarization in large social groups. It was found that this phenomenon significantly affects the effectiveness of mass psychological influence. Some results of long-term empirical research are presented, which make it possible to take into account important socio-psychological factors for effective agent-based modeling. In particular, the attitude of respondents from value-polarized user groups to various types of advertising in the media and on the Internet is considering. The article also analyzes the experience of research on the exchange of information by agents in the social network Facebook, which indicates the need to take into account the factor of autonomy and individuality of Internet users.

Keywords: agent-based modeling, socio-psychological attitude, value polarization, psychological impact, social influence, interpersonal communication, marketing communications, advertising, propaganda, media planning

Библиографическая ссылка на статью:

Лебедев А.Н. Роль социально-психологических исследований в компьютерном моделировании психологического воздействия в интернете // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2020. Т. 5. № 4. C. 83-109. DOI: https://doi.org/ 10.38098/ipran.opwp.2020.17.4.004.

Lebedev, A. N. (2020). Rol' social'no-psihologicheskih issledovanij v komp'juternom modelirovanii psihologicheskogo vozdejstvija v internete [The role of socio-psychological research in computer modeling of psychological impact on the internet]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor], 5 (4), 83-109. DOI: https://doi.org/ 10.38098/ipran.opwp.2020.17.4.004.