ВНЕДРЕНИЕ РАБОЧИХ СТУЛЬЕВ НА АВТОЗАВОДЕ ИМ. МОЛОТОВА

К.К. Платонов, Г. Михайловский

K.K. Platonov, G. Mikhailovsky THE INTRODUCTION OF WORK STOOLS AT THE MOLOTOV CAR PLANT

DOI: 10.38098/ipran.opwp_2021_19_2_008

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме рационализации рабочего места, которую решала психофизиологическая лаборатория Горьковского автомобильного завода им. Молотова в 1932-1934 гг. под руководством К.К. Платонова. Понаблюдав за рабочими-станочниками, которые старались присесть, используя разнообразные подручные средства, найденные вокруг, психотехники и психофизиологи проанализировали все эти рабочие места с точки зрения возможности сидения за станком и разбили все рабочие места на следующие три группы: рабочие места, где рабочие могут сидеть в течение рабочей деятельности; рабочие места, где рабочие могут иногда присаживаться, вставая в другие моменты, т.е. работа «с присаживанием»; рабочие места, где сама работа не допускает сидения или присадки, но где в режиме работы имеется ряд пауз для отдыха. Сотрудники лаборатории опробовали несколько вариантов имеющихся стульев, доказали их непригодность, после чего сконструировали несколько вариантов рабочей мебели из отходов и брака основного производства. Было доказано, что производительность труда у работников, которые получили возможность удобно сидеть, работая на станке, повысилась на 5%. «Рациональные» стулья были запущены в производство на автозаводе. Впрочем, внедрение рабочего стула в цеха завода поставили новые вопросы – о наличии подножки и подлокотников, которые можно решить для каждого станка, в соответствие с характером станины. В лаборатории также начали работать над этим.

Ключевые слова: Горьковский автомобильный завод им. В.М. Молотова, психофизиологическая лаборатория, рационализация рабочего места, изготовление рабочих стульев.

Abstract: This article is devoted to the problem of rationalization of the workplace, which was solved by the psychophysiological laboratory of the Molotov Gorky Automobile Plant in 1932-1934 under the leadership of K.K. Platonov. After observing machine workers who tried to sit down using a variety of improvised means, psychtechnicians and psychophysiologists analyzed these workplaces in terms of the possibility of sitting at the machine. They divided all workplaces into the following three groups: workplaces where workers can sit during work activities; workplaces where workers can sometimes sit down while getting up at other times, i.e. work "sitting down"; workplaces where the work itself does not allow for sitting or additives, but with some work breaks. Laboratory staff tested several options for existing stools, proved their unsuitability, and then designed several options for working furniture from waste and rejected materials of the main production. It was shown that the productivity of workers who were able to sit comfortably while working on the machine increased by 5%. "Rational" stools were put into production at a car factory. However, the introduction of a work stool into the plant's shops raised new design questions, such as the availability of footrests and armrests, which can be created for each machine, following the nature of a tool's shape and size. The laboratory started working on this.

Key words: Gorky Automobile Plant named after V.I. V.M. Molotov, psychophysiological laboratory, rationalization of the workplace, production of working chairs.

Библиографическая ссылка на статью:

Платонов К.К., Михайловский Г. Внедрение рабочих стульев на автозаводе им. Молотова // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2021. Т. 6. № 2. С. 139 - 148. DOI:10.38098/ipran.opwp_2021_19_2_008

Platonov, K.K., Mikhailovsky, G. (2021). Vnedrenie rabochih stul'ev na avtozavode im. Molotova [The introduction of work stools at the Molotov car plant]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor], 6 (2), 139 - 148. DOI:10.38098/ipran.opwp_2021_19_2_008