Динамика коммуникативной толерантности студентов – будущих государственных и муниципальных служащих
С. А. Гапонова, Н. С. Корнилова
DYNAMICS OF COMMUNICATIVE TOLERANCE AMONG STUDENTS AS STATE AND MUNICIPAL PROSPECTIVE EMPLOYEES
Sofia A. Gaponova, Natalia S. Kornilova
Скачать полный текст статьи (.pdf)
Аннотация: Рассматривается динамика коммуникативной толерантности у студентов - будущих государственных и муниципальных служащих в условиях обычной вузовской подготовки и с применением программы психологического сопровождения (N = 127 чел.: 57 чел. – экспериментальная группа, 70 чел. – контрольная). Цель исследования обусловлена важностью подготовки государственных и муниципальных служащих как первых представителей государства во взаимодействии с гражданами. Программа психологического сопровождения направлена на развитие коммуникативной толерантности: навыков самоконтроля и саморегуляции эмоционального состояния, преодоление негативных коммуникативных установок, осознание собственных эмоциональных процессов, а также переживаний других людей, на умение анализировать свое поведение по отношению к другому человеку, осознавать свои недостатки и работать над ними, познавать себя как субъекта толерантного общения. Выявлена стойкая достоверная позитивная динамика по всем шкалам коммуникативной толерантности (по методике В.В. Бойко) у студентов, работавших по программе: подавляющее число студентов экспериментальной группы перешли на более высокий уровень коммуникативной толерантности, в отличие от студентов контрольной группы, обучающихся по стандартным программам высшего образования.
Ключевые слова: коммуникативная толерантность, будущие государственные и муниципальные служащие, программа психологического сопровождения, динамика.
Abstract:The dynamics of communicative tolerance among students - coming public and municipal employees - during a normal high school preparation on the one hand and using the programme of psychological support on the other hand, is investigated (N = 127 persons: 57 pers.-experimental group, 70 pers. – control group). The choice of the object of the study is due to the importance of training of public and municipal employees as the first representatives of the State, in collaboration with citizens. Psychological accompaniment programme aims to develop communicative skills of tolerance: self-monitoring and self-regulation of emotional state, overcoming negative communication installations, awareness of own emotional processes, as well as the experiences of other people, the ability to analyze own behavior towards another person, to realize own shortcomings and to work on them, to know yourself as a subject of tolerant communication. Identified steady reliable positive dynamics on all scales of communicative tolerance (by Boyko test) among students who worked on the program: an overwhelming number of students of the experimental group had moved on to a higher level of communicative tolerance, unlike the control group, students enrolled in the standard higher education programmes.
Keywords: communicative tolerance, prospective employees, state and municipal employees, the programme of psychological support, dynamics.
Библиографическая ссылка на статью:
Гапонова С.А., Корнилова Н.С. Динамика коммуникативной толерантности студентов – будущих государственных и муниципальных служащих // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психологиятруда. 2016. Т.1. № 1. С. 163−185.