ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ И РЕСУРСЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Ю.В. Постылякова

INDIVIDUAL RESILIENCE AND RESOURSES OF UNIVERSITY STUDENTS

Yulia V. Postylyakova

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация: Настоящее исследование посвящено изучению индивидуальной жизнеспособности студентов выпускного курса. Использовались групповое интервью и Тест индивидуальной жизнеспособности (The Resilience Research Centre Adult Resilience Measure (RRC-ARM), M. Ungar, L. Liebenberg). Исследование проводилось на студентах выпускных курсов, обучающиеся по специальности «Менеджмент гостинично-ресторанных предприятий». Показано, что для испытуемых важными в ходе обучения факторами жизнеспособности, являются: собственная мотивация к учебе – индивидуальный ресурс, и такие социально-психологические ресурсы, как поддержка (психологическая, материальная) и понимание родителей, поддержка одногруппников и преподавателей. Последняя включает в себя открытость преподавателей, их стремление заинтересовать студентов предметом, умение в неформальном общении поддерживать в студентах уверенность в себе, что повышает учебную мотивацию. Обращается внимание на то, что сочетание количественных и качественных методов при исследовании жизнеспособности позволяет не только оценить степень выраженности компонентов жизнеспособности, но и содержательно их наполнить, сфокусировав исследовательский интерес на определенном контексте (в данном случае – образовательном).  

Ключевые слова: индивидуальная жизнеспособность, факторы защиты, индивидуальные ресурсы, академическая жизнеспособность.  

Abstract: The individual resilience of the graduate students is studied. A group interview and The Resilience Research Centre Adult Resilience Measure (RRC-ARM) by M. Ungar, L. Liebenberg were used. The study was conducted on the sample of final course students, studying in the specialty "Management of hotel and restaurant enterprises". It was showed that for the participants the protective factors (resources) that are important during the studying at the university are: own motivation for learning - an individual resource, and social and psychological resources – a support (psychological, material) and understanding of parents, support of classmates and teachers. The support of teachers includes the openness of teachers, their desire to interest students in the subject, their ability to communicate informally in students and to enhance students' self-confidence and the educational motivation. It is shown that the combination of quantitative and qualitative methods makes it possible to assess the degree of severity of the components of resilience and fill them in content, focusing research interest in a specific context (in this case, educational).

Key words: individual resilience, protective factors, individual resources, academic resilience, educational resilience

Библиографическая ссылка на статью: 

Постылякова Ю. В. Индивидуальная жизнеспособность и ресурсы студентов вуза // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. № 1. С. 92-108