ДИАГНОСТИКА ПРЦЕССОВ СООТНОШЕНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ В КОРЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА МАШИНИСТОВ МЕТОДОМ ВЫЗВАННОГО ПОТЕНЦИАЛА (Р-300)

В. В. Сериков, А. А. Обознов, В. Я. Колягин, А. А. Закревская

PROCESS DIAGNOSTICS OF EXCITATION/INHIBITION RATIO IN THE CEREBRAL CORTEX OF LOCOMOTIVE DRIVERS BY THE METHOD OF EVOKED POTENTIALS (P-300)

Vasily V. Serikov, Alexander A. Oboznov, Vladimir Ya. Kolyagin, Anna A. Zakrevskaya

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена развитием новых технологий железнодорожных перевозок и рисками «человеческого фактора», связанными с надёжностью профессиональной деятельности лиц операторских профессий. В статье приводятся результаты исследования по методике когнитивных вызванных потенциалов, которая проводилась с участием 40 машинистов пассажирского движения в возрасте от 24 до 46 лет до и после ночной поездки, смоделированной на тренажёрном комплексе «Кабина машиниста локомотива ЭП1М». Продолжительность поездок составляла 7 и 8 часов. Гипотеза заключалась в том, что при увеличении продолжительности рабочей смены на 1 час возрастает риск развития дисбаланса процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга машинистов. По окончании поездок были выявлены респонденты, у которых значимые параметры когнитивного вызванного потенциала Р-300 вышли за границы их возрастной нормы, причем, у части из них преобладали процессы возбуждения коры головного мозга, а у другой части – процессы торможения. Полученные данные были сопоставлены с результатами психофизиологического обследования до и после поездки. По результатам обследования была выделена «группа риска» - машинисты, которым крайне не рекомендовано увеличение продолжительности рабочей смены на 1 час.

Ключевые слова: когнитивные вызванные потенциалы, продолжительность рабочей смены, работники локомотивных бригад

Abstract: The relevance of the study is due to the development of new technologies of rail transportation and the risks of the "human factor" associated with the reliability of the professional activities of persons in the operator professions. Thearticlepresentsthe results of a study on the method of cognitive evoked potentials which was held with the participation of 40 drivers of the passenger movement at the age from 24 to 46 years before and after a night trip, simulated on the simulator complex "Cab of the locomotive driver EP1M", The duration of the trips was 7 and 8 hours. The hypothesis was that with an increase in the duration of the shift for 1 hour, the risk of developing an imbalance in the processes of excitation and inhibition in the cortex of the brain of the machinists increases. At the end of the trips, respondents were identified who had significant parameters of the cognitive evoked potential of the P-300 beyond the limits of their age norm, and some of them were dominated by the processes of excitation of the cerebral cortex, and in the other part, the processes of inhibition. The obtained data were compared with the results of the psychophysiological examination before and after the trip. A "risk group" has been singled out – the machinists, who are not recommended to increase the duration of the shift for 1 hour.

Key words: cognitive evoked potentials, duration of the shift, locomotive crews.

Библиографическая ссылка:

Сериков В.В., Обознов А.А., Колягин В.Я., Закревская А.А. Применение когнитивного вызванного потенциала Р-300 для оценки работы мозга машинистов // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. № 2. С. 166-182.