ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Е. Ю. Литвинова, М. А. Харченко, А. В. Погодина

PSYCHOLOGICAL WELL-BEING AND EMOTIONAL BURNOUT OF TEACHERS OF THE EDUCATIONAL COMPLEXES AT DIFFERENT STAGES OF THE INNOVATION PROCESS

Elena Yu. Litvinova, Maksim A. Kharchenko, Alla V. Pogodina

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация: В статье представлены результаты исследования социально-психологических особенностей педагогов, работающих в двух образовательных организациях, различающихся продолжительностью объединения в образовательный комплекс и внедрения инновационных процессов. Было выдвинуто и доказано предположение, о том, что длительность инновационного процесса оказывает неоднозначное влияние на психологическое благополучие педагогов. В рамках исследования были выявлены взаимосвязи между такими феноменами, как психологическое благополучие педагогов, уровень их эмоционального выгорания и подверженность организационному стрессу в контексте продолжительности внедрения педагогических инноваций. Анализ результатов позволил выявить у педагогов образовательных комплексов существенные различия в уровне профессионального выгорания в целом, деперсонализации и редукции личных достижений, в частности. Сходная неблагоприятная ситуация была обнаружена как по интегральному уровню психологического благополучия педагогов, так и по его составляющим. В статье предложены рекомендации по оптимизации инновационного процесса и повышению в нем роли организационных психологов.

Ключевые слова: инновационные процессы, образовательный комплекс, непрерывное образование, психологическое благополучие, эмоциональное выгорание, организационный стресс, организационный психолог.

Abstract: The article presents the results of the study of socio-psychological characteristics of teachers working in two educational institutions, differing in the duration of being united in the educational complex and involved in innovative processes. It was suggested and proved that the duration of the innovation process has an ambiguous impact on the psychological well-being of teachers. The study identified the relationship between such phenomena as the psychological well-being of teachers, the level of their emotional burnout and exposure to organizational stress in the context of the duration of the introduction of pedagogical innovations. The analysis of the results revealed significant differences in the level of professional burnout in general, depersonalization and reduction of personal achievements among teachers of educational complexes. A similar unfavorable situation was found both in the integral level of psychological well-being of teachers and in its components. The article offers recommendations on the optimization of the innovation process and increasing the role of organizational psychologists.

Key words: Innovative processes, educational complex, continuous education, psychological well-being, emotional burnout, organizational stress, organizational psychologist.

Библиографическая ссылка на статью:

Литвинова, Е. Ю.; Харченко, М. А., Погодина, А. В. Психологическое благополучие и эмоциональное выгорание педагогов образовательных комплексов на разных этапах инновационного процесса // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. № 2. С. 96-119