ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИЯ: К ПРОБЛЕМЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ
Е.В. Федосенко
PERSONALITY AND PROFESSION: TO THE PROBLEM OF SATISFACTION WITH LABOR
Ekaterina V. Fedosenko
Скачать полный текст статьи (.pdf)
Аннотация: В статье представлен срезовый анализ составляющих профессиональной удовлетворенности на примере различных профессиональных групп (педагоги, рабочие, научные сотрудники и студенты среднего профессионального образования). Установлено, что ведущими факторами привлекательности профессии педагогов (школ, гимназий, профессиональных лицеев и колледжей) являются «возможность творческой самореализации» и «возможность учить и воспитывать детей», которые связаны (по результатам корреляционного анализа) как с семейным благополучием педагога, так и с желанием продолжать свою профессиональную деятельность. Были выявлены факторы, препятствующие продуктивной профессиональной деятельности педагогов: «отсутствие должного технического обеспечения», «низкая заработная плата», «постоянное ухудшение контингента учащихся», «сложные отношения с администрацией и ее непоследовательная политика» и «нездоровая атмосфера среди коллег». Рассмотрен психологический климат и психологическая атмосфера как составляющие удовлетворенности трудом на примере научных сотрудников научно-исследовательских институтов. Анализ мотивов выбора профессии будущих рабочих кадров показал, что 62% студента отметили ее материальную привлекательность; 27% — интерес и привлекательность для самого человека и 11% руководствовались перспективностью профессии и необходимостью этой деятельности стране.
Ключевые слова: удовлетворенность трудом, психологическая атмосфера, психологический климат, мотивы выбора профессии, факторы удовлетворенности профессией, барьеры профессионального развития и самореализации, профессиональный маргинализм, профессиональная идентичность.
Abstract: The article presents a slice analysis of the components of professional satisfaction on the example of various professional groups (teachers, workers, researchers and students of secondary vocational education). It has been established that the leading factors of the attractiveness of the profession of teachers (schools, gymnasiums, vocational lyceums and colleges) are the "possibility of creative self-realization" and the "opportunity to teach and educate children", which are connected (according to the results of the correlation analysis) both with the family well-being of the teacher and with desire to continue their professional activities. Factors that hampered the productive professional activity of teachers were identified: "lack of proper technical support," "low wages," "constant deterioration in the enrollment of students," "complex relations with the administration and its inconsistent policies," and "unhealthy atmosphere among colleagues." The psychological climate and the psychological atmosphere are considered as components of job satisfaction on the example of researchers at research institutes. An analysis of the motives for choosing the profession of future workforce showed that 62% of the students noted its material attractiveness; 27% - interest and attractiveness for the person himself and 11% were guided by the prospects of the profession and the need for this activity to the country.
Key words: satisfaction with work, psychological atmosphere, psychological climate, motives for choosing a profession, factors of job satisfaction, barriers to professional development and self-realization, professional marginalism, professional identity.
Библиографическая ссылка на статью:
Федосенко Е.В. Личность и профессия: к проблеме удовлетворенности трудом // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. № 4. С. 90-114