ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АГЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ

В.В. Латынов

Vladislav V. Latinov PROBLEMS AND PROSPECTS FOR APPLICATION OF AGENT-BASED MODELLING IN THE PSYCHOLOGY OF INFLUENCE

DOI: 10.38098/ipran.opwp.2021.18.1.006

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация: В статье обсуждаются вопросы применения агент-ориентированного моделирования в психологических исследованиях. Данный вид моделирования используется для изучения систем, состоящих из большого количества взаимодействующих друг с другом агентов. Рассматривается текущее состояние и перспективы использования агентных моделей. Выделяются основные направления применения агент-ориентированного моделирования в психологии: генерирование новых и совершенствование уже существующих теорий; проверка исследовательских гипотез; построение сложных моделей социальных явлений и процессов, включающих психологические закономерности разного типа. Формулируются задачи, требующие решения при создании агентной модели: задание оптимального уровня сложности модели; достижение ее психологического реализма; выбор качеств, которыми будут обладать агенты; определение правил их взаимодействия с другими агентами и средой взаимодействия. Обсуждается проблема калибрования агентной модели, т. е. основанного на данных экспериментальных исследований обоснования необходимости введения конкретных качеств и правил взаимодействия агентов. Рассматриваются возможности агент-ориентированного моделирования при изучении процессов психологического воздействия. Выделяются теории и эмпирические закономерности, требующие учета при создании агентных моделей в области психологии воздействия. Эти теории и закономерности относятся главным образом к двум областям психологического исследования, ориентированным, соответственно, на анализ закономерностей восприятия, изменения и выражения мнений и аттитюдов на уровне отдельного индивида («двухпроцессный» подход, модель знаний о воздействии М. Фристэда и П. Райта); изучение закономерностей, связанных с влиянием на мнения, аттитюды и поведение человека его членства в группе и позиции его окружения (теория «лидеров мнения», теории групповой идентичности).

Ключевые слова: агент-ориентированное моделирование, агентная модель, психологическое воздействие, калибрование агентной модели, правила поведения агентов, субъект воздействия, объект воздействия.

Abstract: The article discusses the application of agent-based modeling in psychological research. This type of modeling is used to study systems consisting of a large number of agents interacting with each other. The current state and prospects of using agent-based models are considered. The main directions of application of agent-based modeling in psychology are highlighted: generating new and improving existing theories; testing research hypotheses; construction of complex models of social phenomena and processes, including psychological patterns of various types. The tasks that need to be solved when creating an agent-based model are formulated: setting the optimal level of model complexity; achieving her psychological realism; choice of qualities that agents will possess; defining the rules for their interaction with other agents and the interaction environment. The problem of calibrating the agent-based model is discussed, that is, substantiating the need to introduce specific qualities and rules for the interaction of agents based on experimental research data. The possibilities of agent-based modeling in the study of the processes of psychological influence are considered. Theories and empirical patterns are highlighted that require consideration when creating agent-based models in the field psychology of influence. These theories and patterns relate mainly to two areas of psychological research, focused, respectively, on the analysis of patterns of perception, change and expression of opinions and attitudes at the level of an individual ("two-process" approach, the model of knowledge about the impact of M. Freestad and P. Wright); study of the patterns associated with the influence on the opinions, attitudes and behavior of a person by his membership in a group and the position of his environment (theory of "opinion leaders", theories of group identity).

Key words: agent-based modelling, agent-based model, psychological influence, calibration of the agent model, rules of behavior of agents, subject of influence, object of influence.

Библиографическая ссылка на статью:

Латынов В.В. Проблемы и перспективы применения агент-ориентированного моделирования в психологии воздействия // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2021. Т. 6. № 1. С. 116-139. DOI: 10.38098/ipran.opwp.2021.18.1.006.

Latinov, V. V (2021). Problemy i perspektivy primenenija agent-orientirovannogo modelirovanija v psihologii vozdejstvija [Problems and prospects for application of agent-based modelling in the psychology of influence]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor], 6 (1). 116-139. DOI:10.38098/ipran.opwp.2021.18.1.006.