ПСИХОТЕХНИК ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ И.Н. ДЬЯКОВ (К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Н.Ю. Стоюхина

Natalia Yu. Stoyukhina A PERSON IN THE URBAN ENVIRONMENT: TO THE 130THth ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF IVAN NIKOLAEVICH DYAKOV

DOI: 10.38098/ipran.opwp_2021_21_4_007

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация: В статье анализируются работы И.Н. Дьякова (1891-1937) в области психотехники. Выделяются направления его исследований: психотехника городской среды и психотехника безопасности на дорогах. Он предлагал создать модель применения промышленной психотехники в коммунальном хозяйстве крупного и интенсивно развившегося города середины 1920-х гг. Усложнившаяся транспортная сеть вела к увеличению несчастных случаев с участием трамвая, автобуса и автомобиля. К тому же в Москве было тесно, ее территория плотно заселялась, неровные улицы создавали затруднения для быстрой езды. По мнению Дьякова, только развивающаяся промышленная психотехника могла помочь жителям и работникам транспорта города: следовало постоянно объяснять им особенности взаимодействия с насыщенной опасностями городской средой и проводить профессиональный отбор кандидатов на место водителя, что позволило бы учитывать индивидуальные психофизические особенности рабочих и служащих городского транспорта, повышать их квалификацию до максимального уровня. Он опирался на исследования Г. Мюнстерберга, В. Меде, К. Пиорковски, Ж. Фонтеня и А. Соляри. По отношению к человеку – жителю любого большого города – Дьяков придерживался позиции биотехники, основатели которой считали затраты энергии, расходуемые человеком в течение дня, и всячески стремились снизить нетрудовые затраты организма. Утомляется горожанин под влиянием общего санитарного состояния города, т.е. особенностей состава городского воздуха, воды и света. Кроме них, имелся еще целый ряд вызывавших утомление явлений, значение которых могло открыться только в связи с успехами современной еще науки о труде: мостовые и тротуары, домовые лестницы, лифты, городской пассажирский транспорт, ожидание в очередях, заторможенные и «холостые» реакции, городской шум. Дьяков предлагал оптимизацию городской среды, отрицательно воздействующей на человека. Дьяков был одним из немногих советских психотехников, разрабатывавших вопросы воздействия с целью достижения безопасности дорожного движения и, пожалуй, единственным психотехником-урбанистом.
 
Ключевые слова: история психологии, психотехника, И.Н. Дьяков, психология воздействия, городская среда, безопасность на дорогах.
 
Abstract: The article analyzes the works of I.N. Dyakov (1891-1937) in the field of psychotechnics. The directions of his research are highlighted: psychotechnics of urban environment and psychotechnics of road safety. He proposed to create a model for the application of industrial psychotechnics in the communal services of a large and intensively developing city in the mid-1920s. The developed transport network led to an increase in the number of accidents involving trams, buses and cars. In addition, Moscow was overcrowded, its territory was densely populated, uneven streets made it difficult to drive fast. According to Dyakov, only developing industrial psychotechnics could help residents and transport workers of the city: one should have constantly explained to them the peculiarities of interaction with a hazardous urban environment and conducted a professional selection of candidates for a driver's seat, which would take into account the individual psychophysical characteristics of workers and employees of urban transport, improve their qualifications to the maximum level. He relied on the research of H. Münsterberg, W. Moede, K. Piorkovski, J. Fontaine and A. Solari. In relation to a person - a resident of any large city - Dyakov adhered to the biotechnology point of view, the founders of which counted the energy expenditures spent by a person during the day, and in every possible way tried to reduce the non-labor costs of a body. The city dweller got tired under the influence of the general sanitary condition of the city, i.e. features of the composition of urban air, water and light. But besides them, there was a whole series of tiring phenomena, the meaning of which could only be revealed in connection with the success of modern labor science: pavements and sidewalks, house stairs, elevators, urban passenger transport, waiting in queues, inhibited and “idle” reactions, city noise. Dyakov proposed the optimization of the urban environment, which had a tiring effect on a person. Dyakov was one of the few Soviet psychotechnicians who developed impact issues for road safety and, perhaps, was the only psychotechnician-urbanist.
 
Keywords: history of psychology, psychotechnics, I.N. Dyakov, psychology of impact, urban environment, road safety.
 
Библиографическая ссылка на статью:

Стоюхина Н.Ю. Психотехник городской среды И.Н. Дьяков (к 130-летию со дня рождения) // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2021. Т. 6. № 4. С. 156   178. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2021_21_4_007
 
Stoyukhina, N.Yu (2021). Psihotehnik gorodskoj sredy I.N. D'jakov (k 130-letiju so dnja rozhdenija) [Psychotechnician of the urban environment I.N. Dyakov (on the occasion of the 130th anniversary of his birth)]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor], 6 (4), 156   178. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2021_21_4_007