СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ МОЛОДЕЖИ: ПСИХОЛОГО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Т.П. Емельянова, Т.В. Семенова

Tatyana P. Emelyanova, Tatyana V. Semenova SOCIAL FEELING OF YOUTH: PSYCHOLOGICAL AND POLITICAL ASPECTS

DOI: 10.38098/ipran.opwp_2021_21_4_004

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация: Статья содержит результаты эмпирического исследования социально-психологических факторов социального самочувствия молодежи, которое оказывает влияние на восприятие ветвей власти, оценку политических решений, в том числе в ситуации пандемии, и электоральное поведение. Целью исследования явилось изучение предикторов тревожно-депрессивных состояний представителей молодого поколения россиян (N=1089): выборку составили респонденты 15-16 лет (10,1%); 17-23 года (39,1%); 24-28 лет (24,4%); 29-35 лет (26,4%), среди них 42,7% – мужчины, 57,3% – женщины. Применялся метод анкетирования с использованием ряда методик, в числе которых короткая версия методики Дж. Даккита по оценке идеологических установок, опросники моральных оснований Дж. Хайдта, ценностных ориентаций Ш. Шварца, веры в справедливый мир К. Далберт, социальные аксиомы М. Бонда и К. Леунга и др.  Все данные обрабатывались в программе SPSS 20.0. Полученные данные позволили выявить особенности респондентов с выраженным тревожно-депрессивным состоянием (41% выборки). Был применен линейный регрессионный анализ. Выявлены предикторы данного состояния респондентов, в частности, отсутствие веры в справедливость мира по отношению к себе (β=-0,067), враждебность (β=0,254), низкий социальный оптимизм как коллективная самоэффективность (β=-0,046), низкое аутгрупповое доверие (β=-0,042), тревога по поводу будущего России (β=0,094), чувство вины по поводу будущего России (β=0,051). Эти респонденты чаще обращаются за информацией на форумы, блоги, в социальные сети, а также к родственникам, друзьям, знакомым (на уровне значимости р<0,010), чем к новостным сайтам, газетам, журналам и телевидению. Результаты вызывают  необходимость прогнозировать и корректировать негативное психологическое состояние российской молодежи с привлечением институциональных и неинституциональных форм взаимодействия и поддержки.

Ключевые слова: социальное самочувствие, социально-психологические предикторы, тревога и депрессивное состояние, социальный оптимизм, психологическое благополучие, доверие, вера в вознаграждение усилий, тревога за будущее.

Abstract: The article contains the results of an empirical study of socio-psychological factors of the social well-being of young people, which has a significant impact on the perception of the branches of power, the assessment of political decisions, including a pandemic situation, and electoral behavior. The aim of the study was to study predictors of anxiety-depressive states of representatives of the younger generation of Russians (N = 1089): the sample consisted of respondents aged 15-16 (10.1%); 17-23 years old (39.1%); 24-28 years old (24.4%); 29-35 years old (26.4%), among them 42.7% are men, 57.3% are women. The questionnaire method was applied using a number of methods, including a short version of J. Duckitt 's methodology for assessing ideological attitudes, questionnaires of J. Haidt's moral foundations, S. Schwartz's value orientations, K. Dalbert's belief in a just world, M. Bond's and K. Leung 's social axioms. All data were processed using SPSS 20.0 software. The data obtained made it possible to identify the characteristics of respondents with a pronounced anxiety-depressive state (41% of the sample). Linear regression analysis was applied. Predictors of this state of respondents were identified, in particular, lack of faith in the justice of the world in relation to oneself (β = -0.067), hostility (β = 0.254), low social optimism as collective self-efficacy (β = -0.046), low outgroup trust (β = -0.042), anxiety about the future of Russia (β = 0.094), guilt about the future of Russia (β = 0.051). These respondents more often seek information on forums, blogs, social networks, as well as relatives, friends, acquaintances (at a significance level of p <0.010) than news sites, newspapers, magazines and television. The results draw attention to the need to predict and correct the negative psychological state of Russian youth with the involvement of institutional and non-institutional forms of interaction and support.

Key words: social well-being, socio-psychological predictors, anxiety and depression, social optimism, psychological well-being, trust, faith in rewarding efforts, anxiety for the future.

Библиографическая ссылка на статью:

Емельянова Т.П., Семенова Т.В. Социальное самочувствие молодежи: психолого-политические аспекты // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2021. Т. 6. № 4. C. 87   102. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2021_21_4_004

Emel'janova, T.P., Semenova, T.V. (2021). Social'noe samochuvstvie molodezhi: psihologo-politicheskie aspekty [Social feeling of youth: psychological and political aspects]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor], 6 (4), 87   102. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2021_21_4_004