ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ СЕНСОРНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РАЗНЫХ АНАЛИЗАТОРАХ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СУБЪЕКТА ТРУДА
Р.Ф. Сулейманов
Ramil F. Suleymanov DIFFERENTIAL SENSOR SENSITIVITY IN DIFFERENT ANALYZERS AS A BASIS OF PERSONAL CHARACTERISTICS OF A LABOR SUBJECT
DOI: 10.38098/ipran.opwp_2021_20_3_006
Скачать полный текст статьи (.pdf)
Аннотация. Дифференциальная чувствительность в разных анализаторах связана с различными видами деятельности субъекта труда и самым непосредственным образом отражается на ее эффективности. Изучение зависимостей между различными анализаторами и личностными характеристиками позволит продуктивно использовать результаты в профотборе и профподборе. Целью исследования явилось: 1) изучение связей между чувствительностью в разных анализаторах: слуховом, зрительном, двигательном и 2) связи чувствительности разных анализаторов с личностными характеристиками. Мы предположили, что дифференциальная чувствительность в разных анализаторах взаимосвязаны между собой и самым непосредственным образом отражаются на развитии личностных характеристик. Выборка включала студентов-психологов (N = 83) в возрасте от 18 до 23 лет, а также дошкольников (N = 50) двух групп в возрасте 6-7 лет. 1 группа экспериментальная (n = 25) и 2 группа для сравнения (контрольная) (n = 25). На 1 этапе изучались связи дифференциальной чувствительности в слуховом, зрительном и двигательном анализаторах. При этом диагностировались: дифференциальная сенсорная чувствительность в слуховом анализаторе (музыкальный слух), в зрительном анализаторе (глазомер), реакция на движущийся объект (РДО), чувствительность в двигательном анализаторе. Результаты (в которых участвовали взрослые испытуемые) показали связи между чувствительностью в зрительном (глазомер) и слуховом (музыкальный слух) анализаторах (р ≤ 0,01), а также между реакцией на движущийся объект (РДО) как координации зрительного и слухового анализаторов с дифференцированной чувствительностью в слуховом (музыкальный слух) анализаторе (р ≤ 0,05) и с точностью дифференцирования мелких и крупных движений (р ≤ 0,05; р ≤ 0,01), что дает основание рассматривать их как интегрированную способность. На 2 этапе диагностировались как психофизиологические характеристики, так и личностные. В частности, уровень развития музыкального слуха, особенности восприятия и понимания эмоционального состояния изображенного человека, эмоциональные проявления детей при разыгрывании сюжетных сценок, речевое воображение, предпочтения различных жанров музыки, использования музыки в жизнедеятельности, личностных черт. Результаты показали превосходство (на уровне тенденции) по музыкальному слуху детей, занимающихся профессиональным музыкальным образованием с 3-4 летнего возраста по сравнению с контрольной группой. У дошкольников музыкальный слух, включающий в себя такие его виды, как ритмический, мелодический и гармонический, способствует развитию восприятия и понимания эмоциональных состояний у других людей, эмоциональной сферы в целом, речевого воображения (р ≤ 0,01 – 0,000). Было показано, что музыкальный слух детерминирует развитие эмоциональной сферы у дошкольников.Обнаружены связи между чувствительностью в разных анализаторах с личностными характеристиками у взрослых. Чувствительность в двигательном и слуховом анализаторе связана с музыкальными предпочтениями, в частности, с релаксом (р = 0,012), что объясняется необходимостью восстановления энергии (это показал и дополнительный опрос). Связь способности к восприятию пространственных отрезков (глазомера) с использованием музыки для жизнедеятельности (для повышения активности (р = 0,040), для танцев (р = 0,039), для восстановления сил (р = 0,030), для повышения мотивации к деятельности (р = 0,043), для выплескивания эмоций наружу (р = 0,015), для того, чтобы просто послушать (р = 0,015) свидетельствует об оказании помощи себе, своей деятельности. Связь точности РДО с личностными чертами (практичность - развитое воображение, прямолинейность – дипломатичность, конформизм – нонконформизм) свидетельствует об облегчении творческого процесса в деятельности (р ≤ 0,05 – 0,002). Результаты исследования могут быть продуктивно использованы в профотборе, профподборе и оптимизации профобучения в различных профессиях.
Ключевые слова: дифференциальный порог ощущений; слуховой, зрительный, двигательный анализаторы.
Abstract: The study is devoted to the study of the relationship between sensitivity in different analyzers: auditory, visual, motor, as well as the relationship of the sensitivity of different analyzers with personality characteristics. The sample included psychology students (N = 83) aged 18 to 23 years. Diagnosed: differential sensory sensitivity in the auditory analyzer (ear for music), in the visual analyzer (eye), reaction to a moving object (RDO), sensitivity in the motor analyzer. The results showed the relationship between the sensitivity in the visual and auditory analyzers, as well as between the reaction to a moving object (RDO) as the coordination of many subsystems: visual, auditory, motor analyzers with differentiated sensitivity in the auditory analyzer and with the accuracy of differentiating small and large movements, which gives the basis consider them as an integrated ability. Connections were found between sensitivity in different analyzers with personality characteristics. So the ear for music, which includes such types as rhythmic, melodic and harmonic, contributes to the development of perception and understanding of emotional states in other people, the emotional sphere in general, and speech imagination. It was shown that ear for music determines the development of the emotional sphere in preschoolers. Sensitivity in the motor analyzer is associated with musical preferences, in particular, with relaxation, which is explained by the need to restore energy. The connection between the ability to perceive spatial segments (eye gauge) with the use of music for life (to increase activity, for dancing, for recuperation, for increasing motivation for activity, for pouring out emotions, in order to simply listen) indicates that you are helping yourself, their activities. The connection between the accuracy of RDO, as the coordination of different subsystems: visual, auditory, motor analyzers, with personal characteristics testifies to the facilitation of the creative process in activity. The research results can be productively used in professional selection, professional selection and optimization of vocational training in various professions.
Библиографическая ссылка на статью:
Ключевые слова: дифференциальный порог ощущений; слуховой, зрительный, двигательный анализаторы.
Abstract: The study is devoted to the study of the relationship between sensitivity in different analyzers: auditory, visual, motor, as well as the relationship of the sensitivity of different analyzers with personality characteristics. The sample included psychology students (N = 83) aged 18 to 23 years. Diagnosed: differential sensory sensitivity in the auditory analyzer (ear for music), in the visual analyzer (eye), reaction to a moving object (RDO), sensitivity in the motor analyzer. The results showed the relationship between the sensitivity in the visual and auditory analyzers, as well as between the reaction to a moving object (RDO) as the coordination of many subsystems: visual, auditory, motor analyzers with differentiated sensitivity in the auditory analyzer and with the accuracy of differentiating small and large movements, which gives the basis consider them as an integrated ability. Connections were found between sensitivity in different analyzers with personality characteristics. So the ear for music, which includes such types as rhythmic, melodic and harmonic, contributes to the development of perception and understanding of emotional states in other people, the emotional sphere in general, and speech imagination. It was shown that ear for music determines the development of the emotional sphere in preschoolers. Sensitivity in the motor analyzer is associated with musical preferences, in particular, with relaxation, which is explained by the need to restore energy. The connection between the ability to perceive spatial segments (eye gauge) with the use of music for life (to increase activity, for dancing, for recuperation, for increasing motivation for activity, for pouring out emotions, in order to simply listen) indicates that you are helping yourself, their activities. The connection between the accuracy of RDO, as the coordination of different subsystems: visual, auditory, motor analyzers, with personal characteristics testifies to the facilitation of the creative process in activity. The research results can be productively used in professional selection, professional selection and optimization of vocational training in various professions.
Key words: differential threshold of sensations; auditory, visual, motor analyzers
Библиографическая ссылка на статью:
Сулейманов Р.Ф. Дифференциальная сенсорная чувствительность в разных анализаторах как основа личностных характеристик субъекта труда // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2021. Т. 6. № 3. С. 118 140. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2021_20_3_006
Suleymanov, R.F. (2021). Differencial'naja sensornaja chuvstvitel'nost' v raznyh analizatorah kak osnova lichnostnyh harakteristik subjekta truda [Differential sensor sensitivity in different analyzers as a basis of personal characteristics of a labor subject]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor], 6 (3). 118 140. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2021_20_3_006