ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УЯЗВИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ПОМОЩИ ВОДИТЕЛЯМ

Ю.В. Бессонова, А.А. Обознов, А.Н. Занковский, А.Ю. Акимова

Yulia V. Bessonova, Alexander A. Oboznov, Anatoliy N. Zankovskiy, Anna Yu. Akimova PSYCHOLOGICAL VULNERABILITIES OF ADVANCED DRIVER ASSISTANCE SYSTEMS USAGE

DOI: 10.38098/ipran.opwp_2021_20_3_003

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация: Статья содержит аналитический обзор отечественных и зарубежных исследований взаимодействия водителей с автоматизированными системами управления автомобилем. Проанализированы проблемы психологического плана, возникающие при применении этих систем. Вводится понятие психологических уязвимостей безопасного применения автоматизированных систем управления автомобилем. Психологические уязвимости рассматриваются как потенциальные свойства водителя, которые проявляются при взаимодействии с автоматизированными системами помощи водителям ТС. Выделяются два вида таких психологических уязвимостей – сверх-доверие и недоверие водителя этим системам. Сверх-доверие провоцирует ослабление контроля водителя за дорожной обстановкой, повышает уверенность в собственной безопасности и создает ложное чувство вседозволенности. Показывается, что сверх-доверие проявляется под влиянием ряда психологических факторов – недостаточной осведомленности водителей о работе автоматизированных систем управления, когнитивных установок водителей, феномена сдвига ответственности и др. Недоверие автоматизированным системам управления автомобилем проявляется под воздействием таких факторов как фрустрация потребности в безопасности, когнитивные искажения, отсутствие возможности контролировать ситуацию, потребность в конфиденциальности и др. Результаты исследований демонстрируют более высокую чувствительность водителей к рискам применения автоматизированных систем, чем их преимуществам. Во многом такая избирательность определяется не техническими характеристиками этих систем, а психологическими особенностями водителей. Делается вывод, что психологические уязвимости (сверх-доверие и недоверие) «закладываются» уже на этапах технического задания и проектирования автоматизированных систем управления автомобилем. Поэтому перед эргономистами и инженерными психологами встает задача разработки субъектно-ориентированной идеологии проектирования автоматизированных систем управления транспортными средствами.

Ключевые слова: автоматизированные системы помощи водителю, психологические уязвимости, сверхдоверие и недоверие, водитель как субъект управления автомобилем. 

Abstract: The article is an analytical review of russian and worldwide studies on the interaction of drivers with advanced assistance systems in car driving. Psychological problems unsafe driving arised in that interaction have been summarized and analyzed. The concept of psychological vulnerabilities is introduced as a potential hidden feature of driver - assistance systems interaction. Two types of psychological vulnerabilities are mentioned in the article – driver’s over-trust and mistrust of these systems. Over-trust provokes to reduce control over the traffic conditions, overconfidence and a sense of entitlement. Over-trust is manifested under the influence of psychological factors - lack of awareness of advanced driver assistant systems working potential, driver’s attitudes, shifting responsibility, etc. Mistrust to automated systems is associated with frustration of the need for safety, cognitive biases, lack of control over driving, the need for privacy, etc. The findings revealed that drivers is more sensitivity to the risks of using automated systems than its advantages. That selectivity is largely determined not by the technical properties but driver’s psychology. The psychological vulnerabilities (for example, over-trust and mistrust studies in the article) are laid already at the stages of technical specifications and design of advanced driver assistance systems. Therefore, ergonomists and engineering psychologists are faced with the task of developing a subject-oriented ideology for advanced driver assistance systems designing.

Keywords: advanced driver assistance systems, psychological vulnerability, over-trust and mistrust, driver as a subject of car control.

Библиографическая ссылка на статью:

Бессонова Ю.В., Обознов А.А., Занковский А.Н., Акимова А.Ю. Психологические уязвимости использования автоматизированных систем помощи водителям // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2021. Т. 6. № 3 С. 38   77. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2021_20_3_003 

Bessonova Ju.V., Oboznov A.A., Zankovskiy A.N., Akimova A.Ju. (2021). Psihologicheskie ujazvimosti ispol'zovanija avtomatizirovannyh sistem pomoshhi voditeljam [Psychological vulnerabilities of advanced driver assistance systems usage]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor], 6 (3), 38   77. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2021_20_3_003