ФАКТОРЫ РИСКА И ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Ю.В. Постылякова

Yulia V. Postylyakova RISK FACTORS AND PROTECTION FACTORS OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

DOI: 10.38098/ipran.opwp_2022_22_1_006

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация: На основе экологической модели жизнеспособности студентов, позволяющей учитывать различные факторы риска, прямо или опосредованно оказывающих влияние на студента в процессе его обучения в вузе, и защитные факторы, к которым он может обращаться для ответа на требования или угрозы, идущие от факторов риска, анализируются полученные в результате опроса данные. Исследуемые факторы позволяют определить контекст образовательного пространства вуза, способствующий или затрудняющий проявление студентом индивидуальной жизнеспособности. В исследовании приняло участие 349 студентов старших курсов российских вузов. Показано, что основными трудностями являются: проблемы с преподавателями; академические трудности; проблемы, связанные с организацией учебного процесса. Основными факторами защиты, помогающими студентам справляться с трудностями в процессе учебы, стала собственная мотивация к учебе, вера в себя и свои силы, поддержка семьи и помощь преподавателей. Показано, что факторы риска для студента содержатся на всех уровнях экологической системы (микро-, мезо-, экзо- и макросистемы) – индивидуальные проблемы (трудности в освоении учебной программы, лень, собственная неорганизованность и др.), проблемы близкого окружения (сложные взаимоотношения с друзьями, одногруппниками, преподавателями и др.), проблемы с вхождением в профессиональную среду, с приобретением в ходе учебы практических навыков будущей профессии, сокращение часов в учебных планах, а также проблемы более глобального порядка (например, пандемия), прямо или опосредованно влияющие на жизнь студента. Для совладания с ними студенты используют факторы защиты, содержащиеся только в микро- и мезосистемах, т.е. те ресурсы, которые находятся в его непосредственном окружении (семья, друзья, одногруппники и отзывчивые преподаватели). Возможности вуза, которые могли бы являться ресурсными для студента (например, организация профильной практики, техническое оснащение учебных аудиторий, формирование удобного расписания), используются не в полной мере или остаются незадействованными.

Ключевые слова: экологическая модель жизнеспособности студентов, индивидуальная жизнеспособность, жизнеспособность студентов, факторы риска, факторы защиты, образовательное пространство вуза, ресурсы.

Abstract: Based on the ecological model of students' resilience, which allows taking into account various risk factors that directly or indirectly affect the student during his studies at the university, and his protective factors to which he can turn to respond to the requirements or threats coming from risk factors, the data obtained as a result of the survey are analyzed. The studied factors allow to determine the context of the educational environment of the university, which contributes to or hinders the manifestation of individual resilience by the student. It is shown that the main difficulties are: problems with teachers; academic difficulties; problems related to the organization of the educational process. The main protection factors that help students cope with difficulties in the learning process were their own motivation to study, faith in themselves and their strength, family support, and the help of teachers. It is shown that risk factors for the student are contained at all levels of the ecological system (micro-, meso-, exo- and macrosystems) – these may be individual problems (difficulties in mastering the curriculum, laziness, self-disorganization, etc.), problems of the inner circle (difficult relationships with friends, classmates, teachers, etc.), problems with entering the professional environment, with acquiring practical skills of the future profession during study, reducing hours in curricula, as well as problems of a more global order (for example, a pandemic), directly or indirectly affecting the student's life. To cope with them, students use protection factors contained only in micro- and mesosystems: those resources that are in his immediate environment (family, friends, classmates and responsive teachers). The possibilities of the university, which could be a resource for the student (the organization of specialized practice, technical equipment of classrooms, the formation of a convenient schedule), remain unused.

Keywords: ecological model of the student's resilience, individual resilience, student resilience, risk factors, protection factors, educational space of the university, resources.

Библиографическая ссылка на статью:

Постылякова Ю.В. Факторы риска и факторы защиты студентов в образовательном пространстве вуза // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2022. Т. 7. № 1. С. 120-139. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2022_22_1_006

Postylyakova, Yu.V. (2022). Faktory riska i faktory zashhity studentov v obrazovatel'nom prostranstve vuza [Risk factors and protection factors of students in the educational space of the university]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor], 7 (1). 120-139. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2022_22_1_006