ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПРОВЕРЖЕНИЯ ДЕЗИНФОРМАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Т.А. Нестик, Е.А. Михеев

T. A. Nestik , E. A. Mikheev PSYCHOLOGICAL FACTORS OF THE EFFECTIVENESS OF REFUTING DISINFORMATION IN SOCIAL NETWORKS

DOI: 10.38098/ipran.opwp_2022_23_2_003

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация: В статье анализируются психологические факторы эффективности противодействия распространению фейковой информации в социальных сетях. Выделяются психологические механизмы, снижающие действенность опровержения дезинформации (эффекты обратного действия, «консенсуса экспертов», эмоционального заражения, дезинформации и др.). Рассматриваются существующие подходы к противодействию дезинформации, в том числе: гибридный (сочетания метод проверки человеком и метод машинного обучения), функциональный (сочетание анализа учетных записей пользователей, их сообщений и контекстного метода) и сетевой (сочетание возможностей методов на базе искусственного интеллекта и экспертных оценок). Приводятся результаты апробации опросника «Отношение личности к дезинформации в социальных сетях». Показано, что характеристики отношения интернет-пользователей к дезинформации как социальному явлению и тем или иным способам борьбы с ней, действительно, связаны с доверием к опровержениям и способностью к распознаванию фейков. Приводятся результаты серии экспериментов, проведенных среди пользователей социальных сетей, склонных к пересылке фейковых сообщений (N = 1208) с целью изучения роли персонализации источника опровержения, конспирологичности опровергающего сообщения и его эмоциональности в противодействии дезинформации. Показано, что опровержение, облеченное в форму конспирологического предупреждения, является более эффективным, чем опровержение от официальной организации; а позитивно (юмористически) окрашенное опровержение более эффективно, чем нейтрально окрашенное. Одновременно опровержения менее эффективны, если они внушают страх. Это хорошо согласуется с проведенными ранее исследованиями, показавшими, что при нагнетании тревоги включаются защитные психологические механизмы, приводящие к недооценке угрозы и закреплению первоначальных заблуждений. Предложены рекомендации по повышению эффективности опровержения фейков, распространяемых в социальных сетях. Намечены перспективы дальнейших исследований.

Ключевые слова: дезинформация, фейки, опровержение, эффект бумеранга, конспирология, юмор.

Abstract: The article analyzes the psychological factors of the effectiveness of counteracting the spread of fake information in social networks. Psychological mechanisms are identified that reduce the effectiveness of refuting disinformation (backward effect, etc.). Existing approaches to countering disinformation are considered. The results of testing the questionnaire "Attitude towards disinformation in social networks" are presented. It is shown that the characteristics of the attitude of Internet users to disinformation as a social phenomenon and one way or another to combat it are indeed associated with trust in refutations and the ability to recognize fakes. The results of a series of experiments conducted among users of social networks prone to forwarding fake messages (N = 1208) are presented in order to study the role of personalization of the source of refutation, the conspiracy of the refuting message and its emotionality in countering disinformation. It has been shown that a denial in the form of a conspiracy warning is more effective than a denial from an official organization; and a positively (humorously) colored rebuttal is more effective than a neutrally colored one. Recommendations are proposed to improve the effectiveness of refuting fakes distributed in social networks.

Keywords: disinformation, fakes, refutation, boomerang effect, conspiracy theories, humor.

Библиографическая ссылка на статью:

Нестик Т.А., Михеев Е.А. Психологические факторы эффективности опровержения дезинформации в социальных сетях // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2022. Т. 7. № 2. С. 65   94. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2022_23_2_003

Nestik, T. A., Mikheev, E. A. (2022). Psihologicheskie faktory jeffektivnosti oproverzhenija dezinformacii v social'nyh setjah [Psychological factors of the effectiveness of refuting disinformation in social networks]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor], 7 (2), С. 65   94. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2022_23_2_003