ТИПЫ РОССИЙСКИХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СЕРВИСОВ ИНТЕРНЕТ-ЗНАКОМСТВ: МОТИВАЦИЯ И ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ

Д.А. Шмидт, А.Е. Воробьева

D.A. Shmidt, A.E. Vorobiova TYPES OF RUSSIAN INTERNET DATING SERVICES USERS: MOTIVATION AND PERSONALITY TRAITS

DOI:10.38098/ipran.opwp_2022_23_2_005

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена отсутствием данных о связи мотивации пользования сервисами интернет-знакомств с психологическими особенностями пользователей на больших российских выборках. Цель исследования: построение типологии пользователей на основании мотивации использования сервиса знакомств и личностных черт. Выборка онлайн-опроса: 6747 вновь зарегистрированных пользователей сервиса интернет-знакомств от 18 до 59 лет: 3480 мужчин и 3267 женщин. Методика исследования: сокращенный опросник по мотивации использования сервиса знакомств (Tinder Motives Scale) в адаптации А.Е. Воробьевой, Д.А. Шмидт, Т.А. Нестика, опросник личностных черт (Краткий опросник Большой пятерки в адаптации Т.В. Корниловой, М.А. Чумаковой), социально-демографические характеристики (пол, возраст, брачно-романтический статус, материальное положение, размер населенного пункта). Посредством кластерного анализа выделено 8 мужских и 9 женских типов пользователей. В мужской и женской выборках выделяются типы пользователей с мотивацией поиска серьезных отношений и высокой выраженностью добросовестности, экстраверсии и дружелюбия («Добропорядочный жених», «Взрослый жених» «Состоявшийся в поисках пары», «Провинциальная невеста», «Взрослая невеста», «Состоявшаяся невеста», «Добропорядочная»). В женской выборке эти типы являются самими многочисленными. Среди пользователей обоего пола выделяется типы с ведущей мотивацией «забыть бывшего / бывшую» («Разбитое сердце в поисках спутницы / спутника», «Оправившийся(-аяся) от разрыва в поисках спутницы / спутника»), причем у женщин данной группы в большей степени выражена мотивация социального признания, а у мужчин – поиска сексуального партнера. Среди мужчин выделяются два типа «ориентированных на секс», причем «ищущий любовницу» является самым многочисленным среди мужчин в нашей выборке. В женской выборке выделяются два типа «ориентированных на общение». Полученные данные хорошо согласуются с результатами зарубежных исследований о различиях в мотивации пользования сервисами для знакомств мужчин и женщин. 

Ключевые слова: мотивация онлайн-знакомств, интернет-знакомства, приложения для знакомств, брачный партнер, сексуальный партнер, Большая пятерка, психологические аспекты цифровизации.

Abstract: The research was conducted to compensate the lack of data obtained from large samples on the connection between Russian Internet dating apps users motivation and their psychological characteristics. The aim of the research was to create a typology of users based on the motivation of dating service using and personal traits. A sample of the online survey: 6747 newly registered users of the Internet dating service aged 18 to 59 years: 3480 men and 3267 women. Research methodology: the shortened questionnaire of dating service using motivation (Tinder Motives Scale) in the adaptation of A.E. Vorobyova, D.A. Schmidt, T.A. Nestik, questionnaire of personality traits (the short questionnaire Big Five in the adaptation of T.V. Kornilova, M.A. Chumakova), socio-demographic characteristics (gender, age, marital, romantic, financial status, size of the settlement). 8 male and 9 female user types were identified by cluster analysis. Types of users with motivation of serious relationships in male and female samples show high degree of conscientiousness, extroversion and friendliness ("Respectable groom", "Adult groom", "Successful in search of a couple", "Provincial bride", "Adult bride", "Successful bride", "Respectable"). These types were more numerous in the female sample. There were types with the leading motivation "to forget an ex" among male and female users ("A broken heart in a search of a partner", "Recovered from a breakup in a search of a partner"). The motivation of social recognition was more pronounced among women, the motivation of sexual partner searching was more pronounced among men. There were two types of "sex-oriented" in the male sample, one of then – "looking for a mistress" was the most numerous in our men sample. Two types of "communication-oriented" were distinguished in the female sample. The received data well agree with the results of foreign studies about differences of the men and women dating apps using motivation.

Keywords: motivation of online dating, online dating, dating apps, marriage partner, sexual partner, Big Five, psychological aspects of digitalization.

Библиографическая ссылка на статью:

Шмидт Д.А., Воробьева А.Е. Типы российских пользователей сервисов интернет-знакомств: мотивация и личностные черты // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2022. Т. 7. № 2. С. 119-139. DOI:10.38098/ipran.opwp_2022_23_2_005

Shmidt, D.A., Vorobiova, A.E. (2022).Tipy rossijskih pol'zovatelej servisov internet-znakomstv: motivacija i lichnostnye cherty [Types of russian internet dating services users: motivation and personality traits]. Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Organizacionnaya psihologiya i psihologiya truda. [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational psychology and psychology of work]. 7.(2). 119- 139. DOI:10.38098/ipran.opwp_2022_23_2_005