О СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ МУЗЫКАНТА (С ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ)

Б.Г. Ананьев

Boris G. Ananiev ON THE SOCIAL USEFULNESS OF A MUSICIAN (FROM A PSYCHOPHYSIOLOGICAL POINT OF VIEW)

DOI: 10.38098/ipran.opwp_2022_24_3_09

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация: В данной статье  Б.Г. Ананьев попытался обосновать общественную полезность профессии музыканта, чей труд с точки зрения массового сознания ввиду изолированности широких масс от культурной музыки совершенно ничтожен. Автор поставил вопрос: какова по своей природе целевая установка музыкальной профессии? – и построил своей ответ с психофизиологической точки зрения. Он опирался на исследования передовых общественников-музыкантов, педагогов, врачей и, конечно, психофизиологов, основным положением которых являлась целостность личности и процессов ее соотношения со средой, составляющих поведение. Всю психическая жизнь представляется в виде чрезвычайно усложненной рефлекторной «души», указывающей на процесс соотношения между организмом и средой. Автор считал, что эмоция в определенные моменты жизни является властелином поведения человека и признает ее фактом обоюдоострого значения, и потому от музыканта можно требовать психологическую чуткость к своему слушателю, ведь музыка является психотерапевтическим фактором при лечении психических травм, неврозов, потрясений, эмоциональной возбудимости, субъективной усталости и т.д. С точки зрения Ананьева, использование музыки как психотерапевтического и педагогического средства влияет на осмысление профессиональной деятельности музыканта и делает социальную полезность музыканта очевидной. Музыкант – своеобразный врач, педагог, организатор нервной системы и физического труда, ведь музыке присуща не только лечебная, гигиеническая роль, но и воздейственная. Он рекомендовал обратить внимание 1) на воспитание музыканта, для этого внимательно отнестись к музыкальной педагогике в учебных программах музыкальных ВУЗов и техникумов, и 2) и на его концертную деятельность – здесь нужно подходить к конструкции концерта с точки зрения психологии. Ключевые слова: история психологии труда, психофизиология, эмоции, профессия музыканта, воздействие музыки. 

Ключевые слова: история психологии труда, психофизиология, эмоции, профессия музыканта, воздействие музыки. 

Abstract. B.G. Ananiev tried to justify the social usefulness of the profession of a musician, whose work is completely insignificant from the point of view of mass consciousness, due to the isolation of the broad masses from cultural music. The author posed the question – what is the nature of the purpose of the musical profession? – and built his answer from a psychophysiological point of view. He relied on the research of leading public musicians, teachers, doctors and, of course, psychophysiologists, whose main position was the integrity of the individual and the processes of its relationship with the environment underlying the behavior. All mental life is represented as an extremely complicated reflex “soul”, indicating the process of correlation between the organism and the environment. The author believed that emotion at certain moments of life is the master of human behavior and recognizes it as a fact of double-edged significance, and therefore a musician can be required to be psychologically sensitive to his listener, because music is a psychotherapeutic factor in the treatment of mental trauma, neuroses, shocks, emotional excitability, subjective fatigue, etc.From Ananiev's point of view, the use of music as a psychotherapeutic and pedagogical tool influences the understanding of a musician's professional activity and makes the social usefulness of a musician obvious. A musician is a kind of doctor, teacher, organizer of the nervous system and physical labor, because music has not only a healing, hygienic role, but also an impact one. He recommended paying attention 1) to the upbringing of a musician, to do this, carefully consider music pedagogy in the curricula of music universities and technical schools, and 2) to his concert activity – there one needs to approach the construction of a concert from the psychological point of view.

Keywords: history of labor psychology, psychophysiology, emotions, musician's profession, the impact of music.

Библиографическая ссылка на статью:

Ананьев Б.Г. О социальной полезности музыканта (с психофизиологической точки зрения) // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2022. Т. 7. № 3. С. 165-181. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2022_24_3_09

Ananiev, B.G. (2022). O social'noj poleznosti muzykanta (s psihofiziologicheskoj tochki zrenija) [On the social usefulness of a musician (from a psychophysiological point of view)]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor], 7 (3), 165-181. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2022_24_3_09