МОТИВАЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УЯЗВИМОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЕ

Ю.В. Бессонова

Yulia V. Bessonova USER MOTIVATION AND PSYCHOLOGICAL VULNERABILITIES IN REMOTE WORKING

DOI: 10.38098/ipran.opwp_2022_25_4_009

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация: В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования психологических уязвимостей пользователей при взаимодействии с интерфейсом сервисов видеоконференций. В качестве пользователей выступали преподаватели, ведущие онлайн-курсы по психотерапии. Применение методов юзабилити и психологического тестирования позволило выявить типичные ошибки и психологические уязвимости пользователей, проявляющиеся под влиянием активации мотивов. Целью исследования было выявление психологических уязвимостей преподавателей при дистанционной работе в сервисах видеоконференций. Гипотеза состояла в предположении, что под воздействием определенных мотивирующих инструкций актуализируются уязвимости мотивации специалиста, приводящие к изменению алгоритма взаимодействия пользователя с интерфейсом и возникновению ошибок.Метод исследования: эксперимент с воспроизведением профессиональной деятельности на платформе видеоконференций с оценкой ведущих мотивов личности. Дизайн исследования включал серию тестовых заданий (кейсов), которые выполнялись 5 раз с разной мотивирующей инструкцией: свободное нерегламентированное выполнение, актуализация мотивов достижения материального вознаграждения, избегание денежного штрафа, соревновательный мотив (внешнего оценивания), самооценки собственной эффективности. Респонденты: преподаватели-психотерапевты, различающиеся по возрасту, полу, стажу и имеющие опыт работы в Zoom (на первом этапе - 30 чел., на втором - 21 чел.).Составлен обобщенный перечень ошибок пользователей, тезаурус эмоциональных переживаний, испытываемых пользователями, тезаурус убеждений, ожиданий и установок. Ведущие устойчивые мотивы личности не оказывают существенного влияния на характер взаимодействия пользователя с интерфейсом, тогда как активация мотивов под влиянием инструкции кардинально изменяет внимание пользователя к ключевым элементам интерфейса. Установлены существенные отличия эффективности и стратегий взаимодействия пользователей с интерфейсом. При актуализации разных мотивов менялось количество и тип совершаемых ошибочных действий: стремление к поощрению и соревнование проявлялись в высоком количестве пропусков требуемых инструкцией параметров задания (настроек) и опечаток, мотив избегания – в совершении излишних действий, самооценивание с точки зрения показателей эффективности наиболее продуктивно - мобилизует респондентов, но не приводит к конкуренции целей и дефициту внимания. Любая инструкция приводит к минимизации дополнительной активности, сосредоточении пользователя на выполнении основного задания. Кроме того, показано возникновение ряда феноменов, в частности, самоинструктажа, что отражается в пропуске сигналов или росте количества фиксаций на элементы интерфейса, предназначенные для последующего действия.Полученные данные позволяют раскрыть причины возникновения ошибочных действий: влияние внешнего фактора (определенной мотивирующей инструкции) на количество и тип ошибочных действий, сокращение объема дополнительной свободной активности при введении в эксперимент любой из инструкций, возникновение дополнительных временных затрат на проверку информации при актуализации мотивов избегания, связанных с возможными потерями (материальных штрафов, статуса) и пр.

Ключевые слова: психологические уязвимости, человеческий фактор, ошибки, мотивация, интерфейс, дистанционная работа, пользователи.

Abstract: The article is concerned with a empirical results of the psychological vulnerabilities of user-interface interaction in a platform for video conferencing. The online psychotherapist lectors were the respondents. The usability methods and psychological testing made it possible to identify typical errors and psychological roadblocks manifesting themselves under the user motivation. The purpose of the study is to identify the psychological vulnerabilities of teachers when working remotely. The hypothesis consisted in the assumption that the user motivation vulnerabilities will be actualized under the effect of instructions, what appears in a user's attention in perception and making errors in human-interface interaction. Methods: work model in Zoom with motivation assessment. The design of the study included a series of test tasks (cases) performed 5 times with different instructions: free performance, achievement rewards, avoiding fines, competition (external assessment), self-assessment for a performance evaluation. Respondents: teachers-psychotherapists, differing in age, gender, length of service, experienced in Zoom (N = 30 at the first stage, N = 21 at the second stage).Results include compiled a summary list of user errors, a thesaurus of emotional user experience, a thesaurus of user expectations and attitudes. The personality motives do not have a significant impact on the user-interface interaction, while the actual situational motives radically change the attention to the key interface elements.Significant differences in the performance and strategies of user-interface interaction have been found. Under different motives, the number and type of errors have been changed: achievement rewards and competition were associated with a high number of omissions of settings required by the instruction and typos, the avoidance - with committing unnecessary actions. The self-assessment in terms of performance is the most productive, that motive mobilizes respondents, but does not lead to goals rivalry and loss of attention. Any instruction leads to minimization of additional activity, the user focuses on the main task. In addition, the phenomena of self-instruction has been shown, that reflected in the skipping of signals or increasing number of fixations on interface elements intended for next action.The results help to reveal the reasons for the working errors: narrowing the focus of attention and additional free activity reducing in case of any instructions, additional time spent on checking information in case of avoidance motives are associated with possible losses (financial, status) and etc.

Key words: psychological vulnerabilities, human factor, errors, motivation, interface, remote working, user.

Библиографическая ссылка на статью: 

Бессонова Ю.В. Мотивация и психологические уязвимости пользователя при дистанционной работе // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2022. Т. 7. № 4. С. 195-226. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2022_25_4_009

Bessonova, Yu. V. (2022). Motivacija i psihologicheskie ujazvimosti pol'zovatelja pri distancionnoj rabote [User motivation and psychological vulnerabilities in remote working]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor], 7 (4), 195- 226. (in Russian). DOI: 10.38098/ipran.opwp_2022_25_4_009