СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Б.А. Сосновский, Е.А. Лебедева

Boris A. Sosnovsky, Elena A. Lebedeva SEMANTIC APPROACH TO THE STUDY OF THE PSYCHOLOGY OF THE HEAD

DOI:10.38098/ipran.opwp_2022_25_4_005

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация. В статье приводятся основные результаты многолетнего теоретико-эмпирического исследования потребностно-смысловой сферы психологии руководителя. Для комплексного описания семантического пространства использовано три методики: семантический дифференциал (Ч.Осгуд), тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев) и опросник мотивационно-смысловых образований (Ю.М. Орлов, Б.А. Сосновский). Сопоставлены результаты измерений двух репрезентативных групп реципиентов: реально действующие руководители и «не руководители» (как контрольная группа). В результате статистического анализа выявлены как сходства, так и достоверные различия ряда психологических параметров и их личностных объединений в сопоставляемых выборках. Руководителей отличает наличие активной устремлённости на доминирование как социальное лидерство; высокий уровень развития познавательных и достиженческих смыслов, связанных с прагматическим отношением к делу, с пониманием временной перспективы. Руководителю важно вести за собой не только управляемый коллектив, но и преодолевать, развивать самого себя. Психологически эффективное управление – это не «манипулирование» подчиненными людьми, а неравноправное, но гуманное сотрудничество руководителя и исполнителей во имя достижения результатов общей работы. У руководителей достаточно высоко проявляется осмысленность жизни: наличие целей в будущем, придающих жизни направленность и перспективу; эмоциональная насыщенность жизни; удовлетворенность самореализацией и результативностью пройденного отрезка жизни; убежденность в возможности контролирования своей работы и жизни, принятия решения и их воплощения независимо от обстоятельств. В психологии руководителя не существует исключительно управленческих смыслов, не свойственных людям других профессий. Можно обнаружить лишь некие вероятностные сходства или различия.

Ключевые слова: управление, психология руководителя, смысловые образования, доминирование, достижение, познание, аффилиация, отношение к работе. 

Abstract. The article presents the main results of a long-term theoretical and empirical study of the need-semantic sphere of the psychology of the head. For a comprehensive description of the semantic space, three methods are used: semantic differential (Ch.Osgood), the test of life orientations (D.A. Leontiev) and the questionnaire of motivational and semantic formations (Y.M. Orlov, B.A. Sosnovsky). The results of measurements of two representative groups of recipients are compared: actual managers and "non-managers" (as a control group). The statistical analysis revealed both similarities and significant differences in a number of psychological parameters and their personal associations in the compared groups. Managers are distinguished by the presence of an active striving for dominance as social leadership; a high level of development of cognitive and achievement meanings associated with a pragmatic attitude to business, with an understanding of the time perspective. It is important for a manager to lead not only a managed team, but also to overcome and develop himself. Psychologically effective management is not "manipulation" of subordinate people, but unequal, but humane cooperation of the head and performers in the name of achieving the results of common work. Managers have a fairly high degree of meaningfulness in life: the presence of goals in the future that give life direction and perspective; emotional saturation of life; satisfaction with self-realization and the effectiveness of the passed segment of life; the conviction that you can control your work and life, make decisions and implement them regardless of the circumstances. In the psychology of a leader, there are no exclusively managerial meanings that are not peculiar to people of other professions. Only certain probabilistic similarities or differences can be detected.

Key words: management, psychology of the head, semantic formations, dominance, achievement, cognition, affiliation, attitude to work

Библиографическая ссылка на статью:

Сосновский Б.А., Лебедева Е.А. Семантический подход к изучению психологии руководителя // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2022. Т. 7. № 4. С. 90-114. DOI:10.38098/ipran.opwp_2022_25_4_005

Sosnovsky, B.A., Lebedeva, E.A. (2022). Semanticheskij podhod k izucheniju psihologii rukovoditelja [Semantic approach to the study of the psychology of the head]. Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Organizacionnaya psihologiya i psihologiya truda. [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational psychology and psychology of work]. 7.(4). 90-114. DOI:10.38098/ipran.opwp_2022_25_4_005