СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДПОЧТЕНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

Ю.И. Лобанова, Г.Л. Юдин

Yu.I. Lobanova, G.L. Yudin SUBJECTIVE FACTORS OF PREFERENCES OF DIFFERENT TYPES OF TRANSPORT

DOI: 10.38098/ipran.opwp_2022_25_4_008

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация: В статье рассматривается состояние и эффективность мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Показано,  что  обеспечение надежности систем «человек-транспортное средство» можно существенно улучшать при совместной работе инженеров и психологов в процессе проектирования и создания человеко-машинных систем с конечной целью достижения интеллектного симбиоза (при условии преодоления проблем недоверия человека к технике и профилактики негативных последствий адаптации психики к работе в системе). В работе обосновывается актуальность изучения дорожного поведения людей, их транспортных привычек, мотивов и эмоций как субъективных факторов предпочтения тех или иных видов транспорта (как водителями, так и пассажирами). В эмпирическом исследовании особый акцент сделан на изучении предпочтения личного автомобиля разным видам общественного транспорта. Для проведения эмпирического исследования использовался проективный тест И.Л. Соломина – «Цветовые метафоры». Методика была адаптирована под цели и задачи исследования: в опросный лист включен перечень видов транспорта, а также характеристики среды, которые могли выступить в качестве опредмеченных потребностей. Выборка исследования составляет 85 человек. Обработка оцифрованных данных проводилась с помощью пакета SPSS.22. Полученные в исследовании результаты указывают, что: в отношении пользователей автомобилей к личному автотранспорту проявляются структуры их базовых потребностей; большинство видов общественного транспорта воспринимается пользователями как источники большего или меньшего стресса. Личный автомобиль как важную базовую потребность воспринимают те пользователи, потребности которых в большей мере удовлетворены.  Мотивация выбора личного автомобиля как транспортного средства обусловливается потребностями в престиже (в уважении), а также избеганием таких отрицательных эмоций как раздражение и презрение. Наиболее значимой характеристикой для пользователей, предпочитающих личный автомобиль, является сохранность личного пространства.  

Ключевые слова: мотивы, эмоции, общественный транспорт, личный автомобиль, предпочтения, ресурсы, стили вождения, престиж, пространство.

Abstract: The article discusses the state and effectiveness of measures to ensure road safety. It is shown that ensuring the reliability of "human-vehicle" systems can be significantly improved with the joint work of engineers and psychologists in the process of designing and creating human-machine systems with the ultimate goal of achieving intellectual symbiosis (provided that the problems of human distrust of technology and the prevention of negative consequences of adaptation are overcome). psyche to work in the system).The paper substantiates the relevance of studying the road behavior of people, their transport habits, motives and emotions as subjective factors of preference for certain types of transport (both drivers and passengers). In the empirical study, special emphasis is placed on studying the preference of a private car over different types of public transport. The projective test of I.L. Solomin - "Color metaphors". The methodology was adapted to the goals and objectives of the study: the questionnaire included a list of modes of transport, as well as characteristics of the environment that could act as identified needs. The study sample is 85 people. The digitized data were processed using the SPSS.22 package.The results obtained in the study indicate that: in relation to car users to personal vehicles, structures of their basic needs are manifested; most forms of public transport are perceived by users as more or less stressful. A personal car as an important basic need is perceived by those users whose needs are more satisfied. The motivation for choosing a personal car as a vehicle is determined by the need for prestige (respect), as well as the avoidance of such negative emotions as irritation and contempt. The most significant characteristic for users who prefer a personal car is the safety of personal space.

Key words: motives, emotions, public transport, personal car, preferences, resources, driving styles, prestige, space.

Библиографическая ссылка на статью: 

Лобанова Ю.И., Юдин Г.Л. Субъективные факторы предпочтения разных видов транспорта // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2022. Т. 7. № 4. С. 167-194. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2022_25_4_008

Lobanova Yu.I., Yudin G.L. (2022). Subjektivnye faktory predpochtenija raznyh vidov transporta [Subjective factors of preferences of different types of transport]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor], 7 (4), 167-194. (in Russian). DOI: 10.38098/ipran.opwp_2022_25_4_008