МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТАЛЕВАРОВ В БОРЬБЕ С НЕПОЛАДКАМИ В РАБОТЕ МАРТЕНОВСКИХ ПЕЧЕЙ

В.В. Чебышева

V.V. Chebysheva METHODS OF TRAINING OF STEELWORKERS IN THE CONTROL OF PROBLEMS IN THE OPERATION OF OPEN-HEARTH FURNACES

DOI: 10.38098/ipran.opwp_2023_28_3_013

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация. Данная статья  В.В. Чебышевой является частью начатой ей работы по систематизации для педагогических целей практического опыта интеллектуальных умений и навыков будущих рабочих-мартеновцев относительно симптоматики плавки. В статье впервые ставится в развернутом виде вопрос обучения борьбы с неполадками. Небрежное отношение к работе, нарушение цеховых инструкций, недостаточная регламентированность работы, отсутствие личной ответственности – вот причины ошибок персонала, вызывающих неполадки в работе. Но все же центральный вопрос связан с обучением будущих сталеваров по предупреждению неполадок, т.е. обучить правильному уходу за печью и плавкой, вооружить запасом знаний и навыков в отношении всех наиболее частых разновидностей неполадок, а также редких и опасных по характеру протекания и по последствиям. Для лучшего усвоения Чебышева организовала весь необходимый материал через: 1) таблицу неполадок, содержащую минимум сведений; 2) учебно-производственные инструкции по уходу за выпускным отверстием и желобом стационарной мартеновской печи; по уходу за сводом и стенами печи; по борьбе с холодными плавками; по борьбе с чрезмерно углеродистыми плавками; по борьбе с ненормальными шлаками; 3) серию учебно-производственных задач, отражающих все основные производственные задачи в практике работы сталевара. Обучение предупреждению неполадок решается через три группы учебных элементов, выделяемые при анализе технологического процесса с точки зрения обучения: моторные навыки, сенсорные навыки и интеллектуальные функции. Основной вывод, к которому пришла В.В. Чебышева в этой работе: мартеновский процесс, как объект изучения, сложен и требует применения различных методов обучения в соответствии с особенностями каждой из приведенных групп учебных элементов поставить.

Ключевые слова: история психотехники, обучение сталеваров, неполадки в работе мартеновских печей, методы обучения сталеваров.

Abstract. This article by V.V. Chebysheva is part of the work she began to systematize for pedagogical purposes the practical experience of the intellectual skills of future open-hearth workers regarding the symptoms of smelting. The article is the first to raise in expanded form the issue of training to deal with problems. Careless attitude to work, violation of shop instructions, insufficient work regulation, lack of personal responsibility – these are the reasons for personnel errors that cause problems in work. But still, the central issue is related to training future steelworkers to prevent problems, i.e. to teach the proper care of the furnace and smelting, to equip with a stock of knowledge and skills regarding all the most common types of problems, as well as rare and dangerous ones in terms of the nature of their occurrence and consequences. For better assimilation of the material, Chebysheva organized all the necessary material through: 1) a table of problems containing a minimum of information; 2) training and production instructions for caring for the outlet and chute of a stationary open-hearth furnace; for caring for the roof and walls of the furnace; for control of cold swimming trunks; for control of excessive carbon melts; for control of abnormal waste; 3) a series of training and production tasks reflecting all the main production tasks in the practice of a steelmaker. Problem prevention training is addressed through three groups of educational elements, identified when analyzing the technological process from a learning point of view: motor skills, sensory skills and intellectual functions. The main conclusion reached by V.V. Chebysheva in this work: the open-hearth process, as an object of study, is complex and requires the use of various teaching methods in accordance with the characteristics of each of the given groups of educational elements.

Keywords: history of psychotechnics, training of steelworkers, problems in operation of open-hearth furnaces, methods of training steelworkers.

Библиографическая ссылка на статью: 

Чебышева В.В. Методы обучения сталеваров в борьбе с неполадками в работе мартеновских печей // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2023. Т. 8. №4. С. 321-374. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2023_28_3_013

Chebysheva, V.V. (2023). Metody obuchenija stalevarov v bor'be s nepoladkami v rabote martenovskih pechej [Methods of training of steelworkers in the control of problems in the operation of open-hearth furnaces]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 8(4). 321-374. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2023_28_3_013