РАЦИОНАЛИЗИРОВАТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ПОДГОТОВКУ СТАЛЕВАРОВ
В.В. Чебышева, Ю.И. Шпигель
V.V. Chebysheva, Yu.I. Shpiegel TO RATIONALIZE PRODUCTION TRAINING OF STEELWORKERS
DOI: 10.38098/ipran.opwp_2023_29_4_012
Скачать полный текст статьи (.pdf)
Аннотация. Данная статья посвящена описанию приемов рационализации производственной подготовки сталеваров. Авторы считали, что работу сталеваров трудно раздробить на составные элементы, поэтому правильно обучать молодых сталеваров на рабочих местах от менее ответственных и сложных к более ответственным, при этом очевидно, что отдельные операции и этапы тесно связаны между собой; регулирование процесса плавки можно вести на действительной плавке, что очень сложно из-за разнообразия входящих факторов и условий. В мартеновском деле все наиболее ответственные узловые операции по регулированию плавки протекают без непосредственной связи между действиями сталевара и ходом производственного процесса, поэтому важно уметь читать и понимать язык симптомов, замечать появляющиеся изменения во внешнем виде плавки и правильно истолковать их значение. Последствия отдельных действий часто проявляются спустя время, и контролировать их нужно, хорошо зная теорию, например, различение сырых материалов и продуктов технологического процесса, температура печи, состояние металла, стадии процесса и т.д. Таким образом, основной задачей при подготовке ученика к ликвидации неполадок является такая степень обученности, которая может противостоять дезорганизующему влиянию условий работы, для чего необходимо ознакомить учеников со всеми возможными на практике случаями и их особенностями. В.В. Чебышева и Ю.И. Шпигель вместе с опытными рабочими и инженерами собрали богатейший материал неполадок мартеновского процесса и их причин, систематизировали их, расположили в таблицы и составили точные инструкции по уходу за выпускным отверстием печи, сводом и стенами печи, по борьбе с холодными плавками, чрезмерно углеродистыми плавками, с ненормальными шлаками. Затем учащимся были представлены следующие типы наглядных пособий: показ явлений, не поддающихся непосредственному контролю глазом; выделение и показ неясно различимых явлений, легко смешиваемых с менее характерными; показ в упрощенном, схематическом виде сложных явлений и систем; схематические изображения основных моментов плавки.
Чебышева В.В., Шпигель Ю.И. Рационализировать производственную подготовку сталеваров // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2023. Т. 8. № 4. С. 290-320. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2023_29_4_012
Chebysheva, V.V., Shpiegel, Yu.I. (2023). Jeksperimental'nye dannye k voprosu o refleksologii professional'nyh tipov. slovesnaja reakcija u radiotelegrafistov [To rationalize production training of steelworkers]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 8(4). 290-320. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2023_29_4_012
Ключевые слова: производственная подготовка сталеваров, рационализация обучения, мартеновский процесс, плавка, наглядные пособия.
Abstract. This article is devoted to a description of methods for rationalizing the production training of steelworkers. The authors believed that the work of steelworkers is difficult to split into its component elements, therefore it is correct to train young steelworkers at workplaces from less responsible and complex to more responsible, while it is obvious that individual operations and stages are closely related to each other; regulation of the smelting process can be carried out during actual smelting, which is very difficult due to the variety of input factors and conditions. In the open-hearth process, all the most important key operations for regulating melting take place without a direct connection between the actions of the steelmaker and the progress of the production process, so it is important to be able to read and understand the language of symptoms, notice emerging changes in the appearance of the melt and correctly interpret their meaning. The consequences of individual actions often appear over time, and they need to be controlled with a good knowledge of the theory, for example, the distinction between raw materials and products of the technological process, furnace temperature, metal condition, process stages, etc. Thus, the main task in preparing a student for troubleshooting is such a degree of training that can withstand the disorganizing influence of working conditions, for which it is necessary to familiarize students with all possible cases in practice and their features. V.V. Chebysheva and Yu.I. Shpiegel, together with experienced workers and engineers, collected a wealth of material about the problems of the open-hearth process and their causes, systematized them, arranged them in tables and compiled precise instructions for caring for the furnace outlet, the roof and walls of the furnace, for combating cold melts, excessively carbonaceous melts, and abnormal waste. Students were then presented with the following types of visual aids: showing phenomena that cannot be directly controlled by the eye; highlighting and showing unclearly distinguishable phenomena that are easily confused with less characteristic ones; showing complex phenomena and systems in a simplified, schematic form; schematic representations of the main aspects of melting.
Key words: industrial training of steelmakers, rationalization of education, open-hearth process, melting, visual aids.
Библиографическая ссылка на статью:
Чебышева В.В., Шпигель Ю.И. Рационализировать производственную подготовку сталеваров // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2023. Т. 8. № 4. С. 290-320. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2023_29_4_012
Chebysheva, V.V., Shpiegel, Yu.I. (2023). Jeksperimental'nye dannye k voprosu o refleksologii professional'nyh tipov. slovesnaja reakcija u radiotelegrafistov [To rationalize production training of steelworkers]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 8(4). 290-320. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2023_29_4_012