ПРЕДТРЕНАЖЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ ОПЕРАТОРОВ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ: ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ, МЕТОДИКИ, МОДЕЛИ, ЦИФРОВЫЕ РЕШЕНИЯ

Н.Н. Бахтадзе, Дозорцев В.М., А.А. Обознов, Е.Д. Чернецкая

Natalia N. Bakhtadze , Victor M. Dozortsev,
Alexander A. Oboznov, Elena D. Chernetskaya PRE-TRAINING FOR OPERATORS OF COMPLEX TECHNICAL SYSTEMS: ENGINEERING AND PSYCHOLOGICAL JUSTIFICATION, METHODS, MODELS, DIGITAL SOLUTIONS

DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_34_1_007

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация. Исследуется содержание и роль концептуальной модели и умственных навыков в обеспечении продуктивности компьютерного обучения операторов сложных технических систем. Обосновывается связь концептуальной модели со структурными знаниями о системе. Предлагается методика направленного формирования умственных навыков при предтренажерном обучении, основанная на актуализации концептуальной модели с использованием информации о технической системе (в виде экспертных знаний, моделируемого поведения объекта или реальных данных о его функционировании). Приводится методика оценки структурных знаний, основанная на методе субъективного сетевого шкалирования, предоставляющая обратную связь по ходу обучения и индивидуализирующая программу тренинга. Описываются автоматизированные системы обучения, реализующие предлагаемые методики.

Ключевые слова: техническая система, компьютерные тренажеры, предтренажерное обучение, концептуальная модель, структурное знание, умственные навыки, PF-метод сетевого шкалирования.

Abstract. The content and role of the conceptual model and mental skills in ensuring the productivity of computer training for complex technical systems’ operators are investigated. The connection of the conceptual model with the structural knowledge of the system is substantiated. A methodology for the directed formation of mental skills in pre-training is proposed, based on the actualization of a conceptual model using information about a technical system (in the form of expert knowledge, simulated object behavior, or real data on its functioning). A methodology for assessing structural knowledge is presented, based on the method of subjective network scaling, providing feedback in the learning process and individualizing the operator training program. Automated learning systems that implement the proposed methodology are described. 

Key words: technical system, computer simulators, pre-training, conceptual model, structural knowledge, mental skills, network scaling PF-method

Библиографическая ссылка на статью:

Бахтадзе Н.Н., Дозорцев В.М., Обознов А.А., Чернецкая Е.Д. Предтренажерное обучение операторов сложных технических систем: инженерно-психологическое обоснование, методики, модели, цифровые решения // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда, 2025. Т. 10. № 1. С. 173-201. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_34_1_007

Bakhtadze, N.N., Dozortsev, V.M., Oboznov, A.A., Chernetskaya, E.D. (2025). Predtrenazhernoe obuchenie operatorov slozhnyh tehnicheskih sistem: inzhenerno-psihologicheskoe obosnovanie, metodiki, modeli, cifrovye reshenija [Pre-training for operators of complex technical systems: engineering and psychological justification, methods, models, digital solutions]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 10(1). 173-201. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_34_1_007