ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ НА ГЕРМАНСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ
А.И. Колодная
A.I. Kolodnaya PSYCHOTECHNICAL LABORATORIES ON GERMAN RAILWAYS
10.38098/ipran.opwp_2025_34_1_010
Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация. Данная статья была написана А.И. Колодной после заграничной командировке, посвященной изучению работы психотехников на транспорте в Германии. Статья была важна для советских психотехников-транспортников, только разворачивающих свою активную деятельность ввиду того, что они в своей работе многое заимствовали у немецких коллег, где психотехнические исследования начали проводится раньше. Ведущей лабораторией в стране была организованная в 1921 г. Центральная Берлинская станция, имевшая 15 работников (два научных сотрудника – В. Меде и Р. Кувэ, остальные – техники и статистики); исследовательская работа ведется именно там. Дрезденская и Мюнхенская станции занимаются научными исследованиями в гораздо скромных масштабах, но по указанию Берлинской. Колодная отметила некоторые негативные сторон работы. Сотрудники всех периферических пунктов обучаются на курсах, проводимых Центральной станцией, два раза в год по 3-4 недели, где они приобретают только практические навыки. Психотехнические испытания рабочих на транспорте проводились для отсеивания худших работников, к тому же, в то время шли сокращения рабочих мест. Экспериментальная установка для испытания машинистов, сцепщиков, аппарат для испытания скорости реакции и внимания, существующие несколько лет, постоянно перемонтируются, т.е. даже старые лаборатории, технически прекрасно оборудованные, не могут скоро предложить комплексный метод разрешения сложных психологических вопросов. Медицинское обследование производится чисто формально. Проблема утомляемости не ставится вовсе. Таким образом, немецкие психотехнические железнодорожные лаборатории, ведя узко практическую работу, весьма ограничивают ее, передавая разрешение больших проблем с этой работой тесно связанным институтам, совершенно не знающим и незнакомым с условиями работы на транспорте.
Ключевые слова: психотехническая лаборатория, Центральная Берлинская станция, психотехнические испытания, В. Меде, Р. Кувэ
Abstract. This article was written by A.I. Kolodnaya after a foreign trip devoted to studying the work of psychotechnicians in transport in Germany. The article was important for Soviet psychotechnicians-transport workers, who were just starting their active work, due to the fact that they borrowed a lot from their German colleagues, where psychotechnical research had begun earlier. The leading laboratory in the country was the Central Berlin Station, organized in 1921, which had 15 employees (two research associates – W. Mede and R. Couve, the rest – technicians and statisticians); research work was carried out there. The Dresden and Munich stations are engaged in scientific research on a much modest scale, but on the instructions of the Berlin Station. Kolodnaya noted some negative aspects of the work. The employees of all the peripheral points were trained in courses conducted by the Central Station twice a year for 3-4 weeks, where they acquired only practical skills. Psychotechnical tests of workers in transport were conducted to weed out the worst workers, in addition, at that time there were job cuts. The experimental setup for testing drivers, couplers, the apparatus for testing reaction speed and attention, which had existed for several years, were constantly being rebuilt, i.e. even the old laboratories, technically excellently equipped, could not quickly offer a comprehensive method for resolving complex psychological issues. Medical examination was carried out purely formally. The problem of fatigue was not raised at all. Thus, the German psychotechnical railway laboratories, conducting narrowly practical work, greatly limited it, handing over the resolution of major problems with this work to closely connected institutes that were completely ignorant and unfamiliar with the conditions of work in transport.
Key words: psychotechnical laboratory, Central Berlin Station, psychotechnical tests, V. Mede, R. Kuve
Библиографическая ссылка на статью:
Колодная А.И. Психотехнические лаборатории на германских железных дорогах // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2025. Т. 10. № 1. С. 268-282. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_34_1_010
Kolodnaya, A.I. (2025). Psihotehnicheskie laboratorii na germanskih zheleznyh dorogah [Psychotechnical laboratories on german railways]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 10(1). 268-282. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_34_1_010