МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Д.Ф. Алиев, Н.А. Левковская

Dzhomart F. Aliev, Natalya A. Levkovskaya METHOD OF PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT OF COMPETENCIES TO DETERMINE THE TRAJECTORY OF A PERSON'S PROFESSIONAL DEVELOPMENT

10.38098/ipran.opwp_2025_34_1_008

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация. Задача трудоустройства участников Специальной военной операции (СВО) является важнейшей государственной задачей. Ее решение требует внимания различных специалистов, особенно тех, кто занимается вопросами профориентационной работы. С одной стороны, новое место работы необходимо подобрать таким образом, чтобы оно было максимально эффективным и для страны – применительно к возвращаемому трудовому капиталу, и для ветерана СВО – с позиции его самореализации и достижения успеха как профессионала. С другой стороны, процесс профориентации при подборе новой работы по-прежнему ориентирован в первую очередь на уровень образования и опыт работы человека, а не на его личностные качества и потенциалы, которые в том числе проявились у него в боевых действиях. Возникают противоречия между необходимостью решения государственной задачи по эффективному трудоустройству ветеранов СВО и существующим подходом к организации процесса профориентации, который демонстрирует недостаточную эффективность при подборе новой работы для ветеранов боевых действий. Таким образом, актуальность данного исследования заключается в необходимости разработки нового подхода к профориентации ветеранов СВО и разработке соответствующей психологической методики оценкиеего компетентностей для определения траектории профессионального развития. Цель разработать и апробировать новый подход к профориентации ветеранов СВО и методику психологической оценки компетентностей для определения траектории профессионального развития. Гипотеза: Методика психологической оценки компетентностей позволяет определить траекторию профессионального развития и является эффективным средством в профориентационной работе с ветеранами СВО. Методы и материалы. В апробации приняли участие 56 ветеранов боевых действий (средний возраст = 38,1; 100% мужчин). Индивидуально-психологические особенности личности, наиболее релевантные для оценки успешности субъекта в трудовой деятельности, оценивались с помощью «Большого ориентационного теста (БОТ)». Расчет потенциалов (текущий и перспективный) проводился по специально разработанному математическому алгоритму оценки компетентностей для определения траектории профессионального развития человека. Результаты. Результаты показали, что использование БОТ и предлагаемой методики оценки компетентностей для определения траектории профессионального развития человека позволяет оценить компетенции человека в востребованном у работодателей объеме и определить наилучшую траекторию его профессионального развития с вариантами, выраженными в количественных показателях. Отметим, что расчетные показатели учитывают как текущую оценку компетенций, так и потенциальные возможности человека улучшить свой профиль компетенций. Выводы. Разработанная методика психологической оценки компетентностей для определения траектории профессионального развития человека предоставит широкие возможности: для ветеранов СВО — в выборе своего профессионального пути; для работодателей — в эффективном решении задачи трудоустройства ветеранов СВО и перехода к компетентностному подходу в управлении кадровым потенциалом. Выбранные методы являются субъектно-независимыми применительно к интерпретации результатов и учитывают актуальное состояние рынка труда, включая различные региональные и отраслевые особенности. Методика может быть быстро адаптирована к этим особенностям в регионах страны.  

Ключевые слова: методика психологической оценки компетентностей, профориентация взрослых, профориентация ветеранов СВО, трудоустройство участников СВО, траектория профессионального развития

Abstract. The task of employing Special Military Operation (SMO) participants is a critical state task, the solution of which requires the attention of various specialists, especially those involved in career guidance work. On the one hand, a new job must be selected in such a way that it is as effective as possible both for the country in terms of the returned labor capital and for the SMO veteran in terms of his self-realization and achievement of success as a professional. On the other hand, the career guidance process when selecting a new job continues to be focused primarily on the level of education and work experience of a person, and not on his personal qualities and potential, which, among other things, were formed during his participation in military operations. Contradictions arise between the need to solve the state-set task of effective employment of SMO veterans and the existing approach to organizing the career guidance process, which demonstrates low efficiency in selecting a new job for a combat veteran. Thus, the relevance of the issue lies in the need to develop a new approach to career guidance for veterans of the SMO and a corresponding psychological methodology for assessing competencies to determine the trajectory of professional development. Objective. To develop and test a new approach to career guidance for veterans of the SMO and a methodology for psychological assessment of competencies to determine the trajectory of professional development. Research hypothesis. The methodology for psychological assessment of competencies determines the trajectory of professional development and is effective in career guidance work with veterans of the SMO. Methods and materials. 56 veterans of the SMO (mean age: 38.1 years; 100% men) took part in the testing. Individual psychological characteristics of the personality, most relevant for assessing the success of the subject in work activity were assessed using the questionnaire "Big Orientation Test" (BOT). The calculation of potentials (current and prospective) was carried out according to a specially developed mathematical algorithm for assessing competencies to determine the trajectory of a person's professional development. Results. The results showed that the use of the BOT questionnaire and the proposed methodology for assessing competencies to determine the trajectory of a person's professional development makes it possible to assess a person's competencies in the volume required by employers and determine the best trajectory of a person's professional development with options expressed in quantitative indicators. Note that the calculated indicators take into account both the current assessment of competencies and the person's potential to improve their competency profile. Conclusions. The developed methodology for psychological assessment of competencies to determine the trajectory of a person's professional development will provide ample opportunities: for a person, a veteran of the SMO - in choosing their professional path; for an employer - in effectively solving the problem of employing veterans of the SMO and moving to a competency-based approach to managing human resources. Also, the selected methods are subject-independent in terms of interpreting the results and take into account the current state of the labor market, including possible regional and industry features. The methodology can be quickly replicated for use in the regions of the country.

Key words: methodology of psychological assessment of competencies, career guidance for adults, career guidance for veterans of the SMO, employment of participants of the SMO, trajectory of professional development.

Библиографическая ссылка на статью:

Алиев Д.Ф., Левковская Н.А. Методика психологической оценки компетентностей для определения траектории профессионального развития человека // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда, 2025. Т. 10. № 1. С. 202-234. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_34_1_008

Aliev D.F., Levkovskaja N.A. (2025). Metodika psihologicheskoj ocenki kompetentnostej dlja opredelenija traektorii professional'nogo razvitija cheloveka [Method of psychological assessment of competencies to determine the trajectory of a person's professional development]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 10(1). 202-234. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_34_1_008