СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОТБОРУ И ОБУЧЕНИЮ ОПЕРАТОРОВ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМУЛЯТОРОВ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ

К.К. Грибачев, Д.Г. Галко

K.K. Gribachev, D.G. Galko SYSTEMATIC APPROACH TO SELECTION AND TRAINING OF UAV OPERATORS USING SIMULATORS AND MATHEMATICAL MODELS

10.38098/ipran.opwp_2025_34_1_006

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация. В работе представлен комплексный подход к отбору и подготовке операторов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), включая этапы и критерии профессионального отбора, учитывающие особенности профессии. Рассмотрены методы медицинской, психофизиологической и психологической оценки, направленные на выявление физической и эмоциональной устойчивости кандидатов. Разработаны математические модели для анализа пригодности операторов, использующие методы корреляционного и регрессионного анализа, а также теорию распознавания образов. Описаны современные симуляторы (представляют собой программное обеспечение, которое имитирует физические особенности управления), такие как Liftoff, Liftoff: Micro Drones, Freerider, Tryp FPV, Wings Simulator, Квадросим, Небо-22, их роль в подготовке операторов, преимущества и недостатки. Проведен анализ эффективности использования симуляторов в различных этапах обучения, включая базовую и продвинутую тренировочную подготовку. Адаптированы формулы прогнозирования пригодности к специфическим условиям работы операторов. Работа включает рекомендации по улучшению методов отбора и подготовки, а также предложения по развитию технологий симуляции для операторов БПЛА. Также уделено внимание интеграции VR/AR технологий для повышения уровня погружения в учебный процесс. Приведены статистические данные результата применения симуляторов в обучении совместно с практическими полетами, так и результаты отсутствия симулятора в обучении. Предложена анкета для определения принадлежности операторов БПЛА на основе личностных качеств. Сделаны выводы о необходимости интеграции современных симуляторов и методов анализа в систему подготовки операторов для повышения их профессиональной устойчивости и готовности к выполнению сложных задач, о комбинированном подходе применения тренажерного программного обеспечения для высыкоэффективного обучения операторов БПЛА.

Ключевые слова: беспилотные летательные аппараты, профессиональная подготовка, профессиональный отбор, симуляторы, комплексный подход, виртуальная реальность (VR), современные технологии.

Abstract. The paper presents a comprehensive approach to the selection and training of unmanned aerial vehicle (UAV) operators, including the stages and criteria of professional selection that take into account the specifics of the profession. The methods of medical, psychophysiological and psychological assessment aimed at identifying the physical and emotional stability of candidates are considered. Mathematical models for analyzing the suitability of operators have been developed using correlation and regression analysis methods, as well as pattern recognition theory. Modern simulators (software that imitates the physical features of control), such as Liftoff, Liftoff: Micro Drones, Freerider, Tryp FPV, Wings Simulator, Quadrosim, Nebo-22, their role in training operators, their advantages and disadvantages are described. An analysis of the effectiveness of using simulators at various stages of training, including basic and advanced training, is carried out. Suitability prediction formulas are adapted to the specific working conditions of operators. The work includes recommendations for improving selection and training methods, as well as proposals for the development of simulation technologies for UAV operators. Attention is also paid to the integration of VR/AR technologies to increase the level of immersion in the educational process. Statistical data on the results of using simulators in training together with practical flights, as well as the results of the absence of a simulator in training are provided. A questionnaire is proposed to determine the affiliation of UAV operators based on personal qualities. Conclusions are made about the need to integrate modern simulators and analysis methods into the operator training system to improve their professional stability and readiness to perform complex tasks, about a combined approach to using simulator software for highly effective training of UAV operators. 

Key words: unmanned aerial vehicles, professional training, professional selection, simulators, integrated approach, virtual reality (VR), modern technologies.

Библиографическая ссылка на статью:

Грибачев К.К., Галко Д.Г. Системный подход к отбору и обучению операторов БПЛА с использованием симуляторов и математических моделей // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда, 2025. Т. 10. № 1. С. 131-172. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_34_1_006

Gribachev, K.K., Galko, D.G. (2025). Sistemnyj podhod k otboru i obucheniju operatorov BPLA s ispol'zovaniem simuljatorov i matematicheskih modelej [A systematic approach to the selection and training of UAV operators using simulators and mathematical models]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 10(1). 131-172. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_34_1_006