МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАСТНИКОВ СВО
Д.Ф. Алиев, Н.А. Левковская
Dzhomart F. Aliev, Natalya A. Levkovskaya MODEL OF CAREER ORIENTATION FOR SMO PARTICIPANTS
DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_35_2_002
Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация. Трудоустройство участников Специальной военной операции (СВО) является важной государственной задачей. Перед многими из них по разным причинам встает задача смены профессии, и они попадают в ситуацию вынужденной профориентации. Сегодня научно-методические вопросы профориентации и обучения взрослых недостаточно изучены, а участие человека в боевых действиях и внимание власти и общества к участникам СВО определяет специфику для этой группы внешних и внутренних факторов профориентации. Таким образом, разработка модели профориентации участников СВО является социально значимой задачей для исследователей. Цель. Разработать модель профориентации участников СВО. Гипотеза. Взаимосвязь специфических факторов профориентации участников СВО определяет основные компоненты и функции разрабатываемой модели профориентации. В профориентации участников СВО необходимо учитывать актуальное состояние рынка труда и требования работодателей, в том числе, личностные компетенции кандидатов, определяемые психологическими качествами человека. Методы и материалы. В статье представлена модель профориентации участников СВО с использованием ранее разработанной методики психологической оценки компетентностей для определения траектории профессионального развития человека. Методические решения были апробированы авторами в рамках программы комплексной ресоциализации участников СВО, реализуемой Российским государственным социальным университетом в период с 2022 года по настоящее время. В апробации приняло участие 112 участников СВО (средний возраст = 32,1 года; 100% мужчин). Результаты. Разработана модель профориентации, определены основные компоненты и функции, показаны взаимосвязи между ними. Отмечается, что многие вопросы профориентации участников СВО выходят за рамки психологии и являются междисциплинарными. Выводы. Системное представление предлагаемой авторами модели профориентации позволяет описать все ее компоненты и выделить требующие решения вопросы, связанные с профориентацией участников СВО. Обозначены компоненты модели, которые требуют дополнительных исследований. Обсуждается готовность предлагаемой модели к тиражированию для использования в профильных организациях и регионах.
Key words: career guidance model, employment of SMO participants, career guidance factors
Ключевые слова: модель профориентации, трудоустройство участников СВО, факторы профориентации
Abstract. Employment of Special Military Operation (SMO) participants is an important state task. Many of them, for various reasons, face the task of changing their profession, and they find themselves in situations of forced career guidance. Today, scientific and methodological issues of career guidance and training of adults have not been sufficiently studied, and a person's participation in combat operations and the attention of the authorities and society to SMO participants determine the specifics of external and internal career guidance factors for this group. Thus, the development of a career guidance model for SMO participants is a socially significant task for researchers. Objective. To develop a career guidance model for SMO participants. Research hypothesis. The relationship between specific factors of career guidance for SMO participants determines the main components and functions of the developed model. Methods and materials. The article presents a career guidance model for SMO participants using a previously developed methodology for psychological assessment of competencies to determine the trajectory of a person's professional development. The methodological solutions were tested by the authors within the framework of the comprehensive resocialization program for SMO participants, implemented by the Russian State Social University from 2022 to the present. 112 SMO participants have already taken part in the testing (average age = 32.1; 100% men). Results. The model defines the main components, functions of the career guidance model, shows the relationships between them. It is noted that many issues of career guidance for SMO participants go beyond psychology and are interdisciplinary. Conclusions. The systemic presentation of the career guidance model proposed by the authors allows us to describe all its components and highlight issues related to the career guidance of SMO participants that need to be addressed. Some components of the model that require additional research are identified. The readiness of the proposed model for replication for use in the regions is discussed.
Key words: career guidance model, employment of SMO participants, career guidance factors
Библиографическая ссылка на статью:
Алиев Д.Ф., Левковская Н.А. Модель профессиональной ориентации участников СВО // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2025. Т.10. № 2. С. 35 – 56. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_35_2_002
Aliev, D.F., & Levkovskaya, N.A. (2025). Professional'naja dejatel'nost' subjekta kak predmet discipliny «Psihologija truda». [Model of career orientation for smo participants]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 10(2). 35 – 56. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_35_2_002