СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПСИХОЛОГО-ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЛЕТЧИКОМ ИНФОРМАЦИИ С ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ И ЭЛЕКТРОННОГО ИНДИКАТОРА
А.Н. Яценко
Anastasya N. Yatsenko COMPARATIVE PSYCHOLOGICAL AND ERGONOMIC STUDY OF A PILOT'S VISUAL PERCEPTION OF INFORMATION FROM ELECTROMECHANICAL INDICATORS AND DIGITAL DISPLAY
DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_35_2_008
Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация. Актуальность проведения работы определена многообразием вариантов кодирования пилотажно-навигационных параметров и их взаимного расположения на электронных индикаторах, а также недостаточным количеством нормативных требований к формированию систем отображения информации на основе многофункциональных индикаторов в кабинах вертолетов. Целью проведенной работы являлось исследование психологических механизмов взаимодействия летчика с пилотажно-навигационной информацией и структуры распределения внимания, при различных вариантах предъявления пилотажно-навигационной информации. В ходе исследования, летчикам предлагалось выполнить полет с использованием трех информационных моделей: группы электромеханических приборов; пилотажно-навигационного кадра, реализованного на индикаторе в кабине вертолета; оптимизированного, на основании проведенных исследований и опыта эксплуатации, пилотажно-навигационного кадра. Состав пилотажно-навигационных параметров в каждой информационной модели был одинаковым (авиагоризонт, вариометр, указатели высоты, скорости, курса), однако изменялось взаимное расположение параметров, на электронных кадрах представлялись счетчики текущего значения высоты, скорости, курса. Задача летчиков состояла в выполнении «горизонтального полета» с заданными параметрами высоты, скорости и курса. В качестве дополнительной задачи, для оценки резервов внимания летчиков, был использован аппаратный комплекс «Блок резервов внимания». Регистрация направления перемещения и времени фиксации взгляда летчика на пилотажно-навигационных параметрах осуществлялась с использованием технологии айтрекинга. Результаты работы показали, что при соблюдении преемственности взаимного расположения параметров на экране индикатора относительно компоновки электромеханических приборов обеспечивается сохранение рациональных навыков сбора и зрительного контроля приборной информации летчиком. Включение в информационное поле счетчиков текущих значений параметров приводит к изменению маршрутов перемещения взгляда, по сравнению с электромеханическими приборами, а также обеспечивает сокращение загрузки внимания и облегчает количественный контроль информации.
Библиографическая ссылка на статью:
Яценко А.Н. Сравнительное психолого-эргономическое исследование зрительного восприятия летчиком информации с электромеханических приборов и электронного индикатора // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2025. Т. 10. № 2. С. 160- 178. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_35_2_008
Ключевые слова: индикатор, восприятие информации, кодирование информации, пилотажно-навигационные параметры, распределение внимания летчика.
Abstract. The relevance of the work is determined by the variety of encoding options for flight and navigation parameters and their relative location on the digital display, as well as the insufficient number of regulatory requirements for the formation of information systems based on multi-function displays in helicopter cockpits. The purpose of the work was to study the psychological mechanisms of the pilot's interaction with flight and navigation information and the structure of attention distribution, with various options for the presentation of flight navigation information. During the study, the pilots were asked to perform a flight using three information models: a group of electromechanical indicators; the flight and navigation panel implemented on an indicator in the cockpit of a helicopter; optimized, based on research and operational experience, the flight and navigation panel. The composition of the flight and navigation parameters in each information model was the same (vertical gyroscope, variometer, altimeter, airspeed, heading cursor), but the relative position of the parameters changed, and counters of the current altitude, speed, and course values were displayed on electronic panel. The task of the pilots was to perform a "horizontal flight" with the specified parameters of altitude, speed and course. As an additional task, to assess the pilots' attention reserves, the hardware complex "Block of attention reserves" was used. The registration of the direction of movement and the fixation time of the pilot's gaze in the flight and navigation parameters was carried out using eye-tracking technology. The results of the work showed that while maintaining the continuity of the relative position of the parameters on the display relative to the layout of electromechanical indicators, it ensures the preservation of rational skills in collecting and visually monitoring instrument information by the pilot. The inclusion of the current parameter values in the information field leads to a change in the routes of movement of the gaze, compared with electromechanical indicators, and also provides a reduction in the workload of attention and facilitates quantitative control of information.
Key words: display, information perception, information encoding, flight and navigation parameters, distribution of pilot's attention.
Библиографическая ссылка на статью:
Яценко А.Н. Сравнительное психолого-эргономическое исследование зрительного восприятия летчиком информации с электромеханических приборов и электронного индикатора // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2025. Т. 10. № 2. С. 160- 178. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_35_2_008
Yatsenko, A.N. (2025). Sravnitel'noe psihologo-jergonomicheskoe issledovanie zritel'nogo vosprijatija letchikom informacii s jelektromehanicheskih priborov i jelektronnogo indikatora [Comparative psychological and ergonomic study of a pilot's visual perception of information from electromechanical indicators and digital display]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 10(2). 160- 178. (in Russian). DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_35_2_008