СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОКРАСТИНАЦИИ И РЕФЛЕКСИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ

А.В. Теплов

Albert V. Teplov STRUCTURAL ANALYSIS OF THE RELATIONSHIP BETWEEN PROCRASTINATION AND REFLEXIVITY IN UNDERGRADUATE AND GRADUATE STUDENTS

DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_35_2_004

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация. Профессионализация субъекта в образовательной организации высшего образования сопряжена с рядом ситуативных и личностных сложностей. Одной из актуальных проблем социально-психологического характера является прокрастинация студентов. Несмотря на многочисленность работ по данной тематике, существует дефицит исследований, направленных на изучение взаимосвязи прокрастинации с наиболее интегрирующим процессы регуляции деятельности феноменом – рефлексией. Кроме того, подавляющее большинство эмпирических работ в данной области реализованы аналитическим способом, что затрудняет экспликацию некоторых закономерностей в отличие от структурного плана исследования. Цель исследования – выявление специфики структур рефлексии в контексте влияния рефлексивности на прокрастинацию студентов, осваивающих программы бакалавриата и магистратуры. Что особенно актуально в свете предстоящей реорганизации уровней высшего образования в России. Гипотеза исследования: структуры рефлексии студентов, находящихся на разных ступенях образования, содержат специфические особенности, влияющие на актуализацию прокрастинации. Общая выборка составила 109 человек, которая затем была разделена на две группы: студентов-бакалавров, в количестве 54 человека в возрасте от 17 до 23 лет (М≈19,4; SD≈1,64) и студентов-магистрантов, численностью в 55 человек, диапазон возраста – от 22 до 45 лет (М≈26,9; SD≈6,83). Основные результаты исследования заключаются в нахождении качественно иначе влияющих на прокрастинацию взаимосвязей общего для студентов бакалавриата и магистратуры компонента рефлексии – интроспекции, с другими составляющими частями структур рефлексии. Также выявлены дифференцированные связи рефлексии и прокрастинации для каждой из групп. Для представителей бакалавриата таким компонентом, коррелирующим с прокрастинацией, является ретроспективная рефлексия, а для студентов-магистрантов – квазирефлексия. Гипотеза частично подтверждена: различия в структурах существуют, но имеют менее выраженный характер, чем предполагалось. 

Ключевые слова: прокрастинация, академическая прокрастинация, рефлексивность, интроспекция, квазирефлексия, ретроспективная рефлексия.    

Abstract. Professionalization of a subject in an educational organization of higher education is associated with a number of situational and personal difficulties. One of the urgent problems of a socio-psychological nature is the procrastination of students. Despite the numerous works on this topic, there is a shortage of research aimed at studying the relationship between procrastination and the phenomenon that most integrates the processes of activity regulation – reflection. In addition, the vast majority of empirical work in this field is implemented analytically, which makes it difficult to explain some patterns in contrast to the structural research plan. The purpose of the study is to identify the specifics of reflection structures in the context of the influence of reflexivity on procrastination of students studying bachelor's and master's degree programs. This is especially important in the light of the upcoming reorganization of higher education levels in Russia. Research hypothesis: the reflection structures of students at different levels of education contain specific features that affect the actualization of procrastination. The total sample consisted of 109 people, which was then divided into two groups: bachelor's students, 54 people aged 17 to 23 years (M≈19.4; SD≈1.64) and master's students, 55 people, age range – from 22 to 45 years (M≈26.9; SD≈6.83). The main results of the study are to find different relationships between the reflection component, introspection, which is common to undergraduate and graduate students, and other components of reflection structures, which means it has a different effect on procrastination. Differentiated connections of reflection and procrastination for each of the groups are also revealed. For undergraduates, such a component correlating with procrastination is retrospective reflection, and for undergraduates, quasi–reflection. The hypothesis is partially confirmed: differences in structures exist, but are less pronounced than expected. 

Key words: procrastination, academic procrastination, reflexivity, introspection, quasi-reflection, retrospective reflection.

Библиографическая ссылка на статью:

Теплов А.В. Структурный анализ взаимосвязи прокрастинации и рефлексивности у студентов бакалавриата и магистратуры // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2025. Т. 10. № 2. C. 73 - 95. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_35_2_004

Teplov, A.V. (2025). Strukturnyj analiz vzaimosvjazi prokrastinacii i refleksivnosti u studentov bakalavriata i magistratury [Structural analysis of the relationship between procrastination and reflexivity in undergraduate and graduate students]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 10(2). 73 - 95. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_35_2_004