ОТНОШЕНИЕ К ВЛАСТИ И ЛИЧНОСТИ В АНАРХИЗМЕ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В МНОГОПОЛЯРНОМ МИРЕ
А.Д. Карнышев, О.А. Карнышева
A.D. Karnyshev, О.A. Karnysheva THE ATTITUDE TO POWER AND PERSONALITY IN ANARCHISM AND THE PECULIARITIES OF THEIR MANIFESTATION IN A MULTIPOLAR WORLD
DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_37_4_001
Аннотация. Изложены позиции, что многополярный мир можно рассматривать в качестве «глобального анархизма», «проявления эпохи международной анархии». И одновременно отражено, что в традиционных и современных источниках в содержание анархизма включено не только и не столько внимание к идее безначалия и безвластия, сколько подчеркивание в нем тенденций самодеятельности личности и ее свободной инициативы. Показано, что триада «взаимопомощь-справедливость-нравственность» в эволюции всего живого, в т.ч. и людей, а в общем плане «природная этика», были одним из основных предметов этических исследований анархизма у одного из основных его теоретиков П. Кропоткина. При этом он видел в анархизме следующий этап биологической эволюции. В статье показано, что, при в целом противоречивой нравственно-психологической оценке анархизма, существуют позитивные взгляды на теорию Кропоткина отечественных философов Н. Бердяева и С. Булгакова. А также раскрыты причины и факты признания идей Кропоткина среди современных известных западных исследователей-естественников и психологов (Э. Аронсон, Ф. де Вааль, Д. Уилсон). Английский ученый и журналист М. Ридли назвал книгу П. Кропоткина «Взаимопомощь как фактор эволюции» бессмертным наследием и пророческим трудом в отношении, прежде всего, идеалов свободного общества. Среди позитивных тенденций анархизма, значимых для многополярного мира, можно назвать: способы согласования в интересах благополучия сообществ потребностей индивидуума с потребностями кооперации; ориентацию на природную этику через универсальный моральный принцип «Относись к другим так, как ты желал бы, чтобы они относились к тебе при тех же обстоятельствах»; признание, что анархизм категорично может выступить против «жесткой» власти, но с «мягкой» вступить в диалог. В числе относительно негативных выступают: подогревающий крайний эгоизм социальный атомизм, асоциальные последствия лозунга «страсть к разрушению есть творческая страсть»; опасность, что свободные анархические общины могут превратиться в идиллические мещанские утопии, психологически связанные не только с эгоизмом, но и с непотизмом – фаворитизмом, кумовством и т.п. Авторы считают, что в данных аспектах необходимо усилить роль психологии труда и организационной психологии, а также осуществлять корректировку стиля управления и воспитания.
Ключевые слова: глобальный анархизм, полицентричный мир, полиэтничность и полиментальность, взаимопомощь, природная этика, индигенность, свобода и самодеятельность личности, «жесткая» и «мягкая» власти, непотизм.
Abstract. The positions that the multipolar world can be considered as "global anarchism", "a manifestation of the era of international anarchy" are outlined. At the same time, it is reflected that in traditional and modern sources, the content of anarchism includes not only and not so much attention to the idea of lack of leadership and powerlessness, but rather the emphasis on the tendencies of individual self-activity and free initiative. It is shown that the triad "mutual assistance-justice-morality" in the evolution of all living things, including and people, and in general, "natural ethics", were one of the main subjects of ethical research of anarchism by one of its main theorists, P. Kropotkin. At the same time, he saw anarchism as the next stage of biological evolution. The article shows that, despite the generally contradictory moral and psychological assessment of anarchism, there are positive views on Kropotkin's theory by Russian philosophers N. Berdyaev and S. Bulgakov. It also reveals the reasons and facts of the recognition of Kropotkin's ideas among modern well-known Western researchers, natural scientists and psychologists (E. Aronson, F. de Waal, D. Wilson). The English scientist and journalist M. Ridley called P. Kropotkin's book "Mutual Assistance as a Factor of Evolution" an immortal legacy and prophetic work in relation, first of all, to the ideals of a free society. Among the positive trends of anarchism that are significant for the multipolar world are: ways to reconcile the needs of an individual with the needs of cooperation in the interests of the well-being of communities; orientation towards natural ethics through the universal moral principle "Treat others the way you would like them to treat you under the same circumstances"; recognition that anarchism can categorically oppose "hard" power, but with "soft" enter into a dialogue. Among the relatively negative ones are: social atomism that fuels extreme egoism, the antisocial consequences of the slogan "the passion for destruction is a creative passion"; there is a danger that free anarchic communities may turn into idyllic petty–bourgeois utopias, psychologically linked not only to selfishness, but also to nepotism - favoritism, nepotism, etc. The authors believe that in these aspects it is necessary to strengthen the role of labor psychology and organizational psychology, as well as to adjust the management style and upbringing.
Keywords: global anarchism, polycentric world, polyethnicity and polymentality, mutual assistance, natural ethics, indigenity, freedom and self-activity of the individual, "hard" and "soft" authorities, nepotism.