МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ С УЧЁТОМ ЭТАПОВ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ
Н.Н. Демиденко, С.С. Константинова
N.N. Demidenko, S.S. Konstantinova THE MODEL OF MANAGERIAL COMPETENCIES OF AN ENTREPRENEUR, TAKING INTO ACCOUNT THE STAGES OF TEAM BUILDING
DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_36_3_003
Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация: В статье представлен обзор моделей управленческих компетенций зарубежных и отечественных авторов. Разработана авторская модель управленческих компетенций предпринимателя, необходимых для эффективного выполнения производственных задач на различных этапах формирования команды. Данная модель систематизирует и интегрирует управленческие компетенции в пространство профессиональной деятельности предпринимателя, что способствует более глубокому пониманию компетентностной основы управленческой деятельности субъекта данного вида труда, обеспечивающей положительный результат в формировании команды. Актуальность данной темы обусловлена растущими требованиями к предпринимателям в условиях динамичной рыночной среды, где эффективное управление командами становится одним из факторов успеха. В настоящее время существует недостаток исследований, посвященных анализу управленческих компетенций, необходимых предпринимателю для формирования и эффективной работы команды. В статье анализируются модели управленческих компетенций, предложенные как зарубежными, так и отечественными исследователями, а выделенные управленческие компетенции рассматриваются с точки зрения их применения на разных этапах командообразования (по Б.В. Такмену, Дж. Каттенбаху и Д. Смиту): формирование, бурление, нормирование, функционирование, перемена или расставание. В настоящем исследовании основное внимание уделяется управленческим компетенциям предпринимателя, необходимым для эффективного выполнения производственных задач на каждом из рассмотренных этапов. Предприниматель должен обладать управленческими компетенциями, необходимыми для повышения эффективности командной работы, что способствует достижению стратегических целей организаций. Авторская модель управленческих компетенций предпринимателя на разных этапах командообразования открывает новые перспективы для дальнейших исследований в психологии труда, так как может служить основой для разработки программ эмпирических, экспериментальных исследований, направленных на проверку теоретических предположений о взаимосвязи между управленческими компетенциями и результатами командной деятельности.
Keywords: entrepreneur, entrepreneurial competencies, managerial competencies, model of managerial competencies, team building.
Ключевые слова: предприниматель, предпринимательские компетенции, управленческие компетенции, модель управленческих компетенций, командообразование.
Abstract: The article provides an overview of the models of managerial competencies of foreign and domestic authors. The author's model of the entrepreneur's managerial competencies has been developed, which are necessary for the effective performance of production tasks at various stages of team formation. This model systematizes and integrates managerial competencies into the space of an entrepreneur's professional activity, which contributes to a deeper understanding of the competence basis of the managerial activity of the subject of this type of work, which ensures a positive result in the formation of a team. The relevance of this topic is due to the growing demands on entrepreneurs in a dynamic market environment, where effective team management is becoming one of the success factors. Currently, there is a lack of research devoted to the analysis of managerial competencies necessary for an entrepreneur to form and effectively work a team. The article analyzes the models of managerial competencies proposed by both foreign and domestic researchers, and the highlighted managerial competencies are considered from the point of view of their application at different stages of team building (according to B.V. Takmen, J. Kattenbach and D. Smith): formation, seething, rationing, functioning, change or separation. The present study focuses on the managerial competencies of an entrepreneur necessary for the effective performance of production tasks at each of the considered stages. An entrepreneur must possess the managerial competencies necessary to increase the effectiveness of teamwork, which contributes to achieving the strategic goals of organizations. The author's model of managerial competencies of an entrepreneur at different stages of team building opens up new prospects for further research in labor psychology, as it can serve as a basis for developing programs of empirical, experimental research aimed at verifying theoretical assumptions about the relationship between managerial competencies and the results of teamwork.
Keywords: entrepreneur, entrepreneurial competencies, managerial competencies, model of managerial competencies, team building.
Библиографическая ссылка на статью:
Демиденко Н.Н., Константинова С.С. Модель управленческих компетенций предпринимателя с учётом этапов командообразования // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2025. Т. 10. № 3. С. 76–97. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_36_3_003
Demidenko, N.N., Konstantinova, S.S. (2025). Model' upravlencheskih kompetencij predprinimatelja s uchjotom jetapov komandoobrazovanija [The model of managerial competencies of an entrepreneur, taking into account the stages of team building]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 10(3). 76–97. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_36_3_003