От главного редактора

Организационная психология и вызовы современного мира
Кардинальные изменения глобального миропорядка, военные конфликты, экономические кризисы, активное внедрение информационно-коммуникативных технологий и новые, удаленные формы труда – все это оказывает огромное влияние на организационную среду и профессиональную деятельность. Обсуждение этих проблем постоянно в фокусе внимания научно-практического семинара «Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики» (научные руководители А.Л. Журавлев и А.А. Обознов), который 2 раза в год проводится лабораторией психологии труда, эргономики, инженерной и организационной психологии ИП РАН. Семинар, организованный в декабре 2007 г. выдающимся российским психологом В.А. Бодровым, вызывает огромный интерес со стороны ученых и практиков. В последние годы значительно расширилась организационно-психологическая тематика семинаров, и было принято решение опубликовать в журнале «Организационная психология и психология труда» цикл тематических выпусков по актуальным проблемам, которые сегодня особенно остро стоят перед организационными психологами.
В предлагаемом читателям номере представлены восемь статей, которые объединены фундаментальной темой «человек в организации». Эта тема занимает особое место в теории и практике организационной психологии, привлекая пристальное внимание ученых и практиков. Открывает номер статья А.Л. Журавлева и А.А. Костригина «ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ: РАЗВИТИЕ, АДАПТАЦИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ». Основное внимание статьи сфокусировано на профессиональном становлении человека в организации, его развитии, адаптации и самореализации. Подробно рассматрены теоретико-методологические проблемы изучения указанных явлений и дан глубокий анализ основных направлений психологических исследований человека в организационной среде постиндустриального общества. Выявлены новые тенденции в изучении указанных феноменов, обусловленные цифровизацией и социально-экономическими вызовами современного мира. Показана различная разработанность теоретических и методологических вопросов исследуемых явлений, отмечено, что в наибольшей степени разработан вопрос развития человека в организации, где широко и плодотворно используются новые междисциплинарные подходы. Таким образом, статья вносит весомый вклад в изучение проблем человека в организации, рассматривая их с позиций профессионального становления в организационной среде в условиях современных вызовов.
Статья А. А. Грачева «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВКЛЮЧЕННОСТИ РАБОТНИКА В ОРГАНИЗАЦИЮ» посвящена проблемам включенности и включения человека в организацию. Автор предлагает разделять понятия включения и включенности, понимая под первым процесс удовлетворения взаимных интересов человека и организации, под вторым – результат включения. Интересы организации – это требования, связанные с реализацией работником ролей члена организации, профессионала, подчиненного, коллеги и руководителя. Показатель включения в роль – успешность решения соответствующих роли задач. Интересы работника выражены его жизненными ориентациями, в соответствии с которыми выделяются три вида включения – дефицитарный, самореализационный и развивающий, а также соответствующие им формы включенности работника в организацию: приверженность, симбиоз и преданность. Психологическое проектирование включенности человека в организацию открывает возможность для более полного и эффективного взаимодействия между человеком и организацией.
Статья Н.Н. Демиденко, С.С. Константинова «МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ С УЧЁТОМ ЭТАПОВ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ» подробно анализирует модели управленческих компетенций предпринимателей, представленные в зарубежных и отечественных изданиях. Особое внимание авторы уделяют концепции управленческого взаимодействия А.Л. Журавлева и исследованиям российского предпринимательства, проведенным В.П. Позняковым. Исследователи доказывают, что на разных этапах формирования команды успех предпринимателя зависит от специфического набора управленческих компетенций и предлагают свою оригинальную компетентностную модель для разных этапов командообразования с учетом специфических задач, стоящих на каждом этапе. Следует отметить, что на практике соответствие человека организации часто оценивается именно по организационным компетенциям, которые позволяют прогнозировать эффективность, мотивацию и успешное взаимодействие с коллегами.
Е.Ю. Коржова и А.В. Поляков в своей статье «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ» исследуют социально-психологические корреляты профессиональной идентичности преподавателей вузов, доказывая гипотезу о тесной взаимосвязи идентичности с социально-психологическими характеристиками. Авторами обнаружено, что профессиональная идентичность по-разному взаимосвязана с особенностями профессиональных взаимоотношений, направленностью личности, перцептивно-интерактивной компетентностью и поведенческими стратегиями в педагогической деятельности. Взаимосвязи идентичности с жизненными ориентациями и эмпатией выявлены не были. Представленные результаты – важный шаг в разработке научно обоснованной модели профессиональной идентичности работников вузов, которая способна обеспечить более полное соответствие человека организации.
В своей статье «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДИНАМИКИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКА» В.Б. Рябов предлагает модель организационного поведения работника, разработанную в рамках концепции качества трудовой жизни. Ее базовыми конструктами выступают условия труда и психологический контракт (ПК) с организацией, который включает предполагаемую модель отношений со своим руководителем, ожидаемое качество трудовой жизни и отношение работника к организации. Субъективная оценка реализации ПК позволяет работнику оценить качество трудовой жизни, что определяет его отношение к работе и конкретному руководителю. В свою очередь, отношение работника к организации оказывает решающее влияние на его организационное поведение. Автором подробно проанализированы типовые изменения ПК, влияющие на параметры организационного поведения, и предложены практические методы, позволяющие успешно преодолевать трудности и проблемы взаимодействия между человеком и организацией.
Статья А.В. Смольянова и С.Д. Гуриева «МОДЕЛЬ БЛАГОПОЛУЧИЯ СОТРУДНИКА «PERMA+4»: ЧТО ВАЖНЕЕ – ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАДАЧИ ИЛИ ЗАРПЛАТА?» исследует ключевые факторы, влияющие на благополучие сотрудников организации, которое выступает результатом взаимодействия его индивидуальных характеристик с аспектами рабочей и организационной среды. Авторы использовали модель благополучия М.Селигмана PERMA, в которую были добавлены дополнительные элементы: «здоровье», «ориентация на рост», «физическая среда» и «экономическая безопасность». Было обнаружено, что по отношению к базовым ценностям труда, удовлетворенность сотрудника зарплатой выступает «гигиеническим» фактором. Кроме того, были выявлены различия в структуре благополучия, обусловленные местом в должностной иерархии. Изучение благополучия сотрудников организации может рассматриваться как психологический индикатор соответствия человека организации.
В статье А.Н. Занковского «Человек и организация: в поисках идеального соответствия» сделана попытка ответить на вопрос «Как соединить человека и организацию, эффективно используя и развивая ресурсы обеих сторон?» Показано, что вопросы взаимосвязи человека и труда, соответствия индивида различным профессиональным и организационным факторам издавна привлекают внимание психологов. Это и соответствие человека профессии, и условиям труда, и рабочей группе, и организации. Продемонстрировано, что поиски соответствия непосредственно связаны с проблематикой удовлетворенности трудом, профессиональным стрессом, эмоциональным выгоранием, организационной приверженностью и идентификацией. Именно поиск соответствия человека важным аспектам профессиональной деятельности предопределил появление целого ряда исследовательских направлений: профпригодности, профориентации, профессиональной адаптации, профессионального самоопределения, профконсультирования, организационной культуры и т.д. Однако вплоть до недавнего времени многие вопросы рассматривались преимущественно с позиций организации как целостной системы, задающей требования, нормы и стандарты. Только в последние десятилетия рассматриваемая проблема стала исследоваться, исходя из диалогической модели. В статье дан всесторонний анализ проблемы соответствия человека организации и обсуждены перспективы дальнейших исследований.
Таким образом, при всем многообразии предметных областей, теоретических подходов и методов исследования статьи, включенные в номер, расширяют наши знания и вносят важный вклад в решение различных аспектов рассмотренной выше фундаментальной проблемы. Решая свои исследовательские задачи, авторы последовательно отстаивают психологические подходы в изучении организаций и убедительно доказывают необходимость и важность всесторонних психологических исследований взаимодействия человека и организации.
А. Н. Занковский
Главный редактор