ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДИНАМИКИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКА

В.Б. Рябов

DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_36_3_005

Аннотация. Рассматривается психологическая модель организационного поведения работника и его динамики. Модель разработана в рамках концепции качества трудовой жизни. Базовыми конструктами модели являются условия трудовой жизни работника в организации, его психологический контракт с организацией, составной частью которого выступает содержание психологического контракта работника со своим руководителем, качество его трудовой жизни (КТЖ) в организации и его отношение к работе в организации. Оценка работником успешности реализации психологического контракта определяет КТЖ работника и динамику его изменения, которое, в свою очередь, определяет отношение работника к работе в организации под руководством конкретного руководителя. В свою очередь, отношение работника к работе в организации детерминирует особенности его поведения. Рассмотрены типовые переходы психологического контракта, определяющие  качественные изменения характера организационного поведения: переход от психологического контракта «рационального обмена» в «командный» контракт (благоприятная динамика организационного поведения, характеризуется повышением уровня КТЖ), сохранение психологического контракта «рационального обмена» (незначительные изменения поведения, поддержание существующего уровня КТЖ), переход из контракта «рационального обмена» в «стрессогенный» (неблагоприятная динамикаповедения, снижение КТЖ) и в «отвергаемый» психологический контракт (крайне неблагоприятная динамика поведения, приводящая к увольнению сотрудника). Рассмотрен психологический контракт как фактор согласования деловой культуры работника, с одной стороны, и культуры организации, а также культуры управления руководителя, с другой. На основе модели поведения разработаны методические подходы мониторинга организационного поведения, позволяющего диагностировать проблемы управления персоналом. Диагностика может осуществляться с одинаковой высокой эффективностью на разных организационных уровнях: и на уровне персонала организации в целом, и на уровне отдельных структурных подразделений, и на уровне отдельного работника.

Ключевые слова: качество трудовой жизни, организационное поведение работника, нормативная модель, психологический контракт, отношение к работе в организации, организационная культура, культура взаимодействия руководителя с работником.

Abstract. A normative model of the psychological mechanism of an employee's organizational behavior is considered. The model was developed within the framework of the concept of quality of working life. The basic constructs of the model are the working life conditions of an employee in an organization, his psychological contract with the organization, an integral part of which is the psychological contract of the employee with his supervisor, the quality of his working life in the organization and his attitude to work in the organization. The employee's assessment of the success of the psychological contract implementation determines the employee's KTJ and the dynamics of its change, which, in turn, determines the employee's attitude to work in the organization under the leadership of this supervisor. In turn, an employee's attitude to work in an organization determines the specifics of his behavior. Typical transitions of a psychological contract that determine qualitative changes in the nature of organizational behavior are considered: the transition from a psychological contract of "rational exchange" to a "team" contract (favorable dynamics of organizational behavior, characterized by an increase in the level of KTJ), the preservation of a psychological contract of "rational exchange" (neutral dynamics of behavior, maintenance of the existing level of KTJ), the transition from a contract of "rational exchange" into "stressful" (unfavorable dynamics behavior, decreased KTJ) and into a "rejected" psychological contract (extremely unfavorable behavior dynamics leading to the dismissal of an employee). The psychological contract is considered as a factor in coordinating the business culture of an employee, on the one hand, the culture of the organization and the culture of management of the head, on the other. Based on the behavior model, methodological approaches have been developed for monitoring organizational behavior, which makes it possible to diagnose personnel management problems. Diagnostics can be carried out with the same high efficiency at different organizational levels: at the level of the organization's personnel as a whole, at the level of individual structural divisions, and at the level of an individual employee. 

Key words: quality of working life, organizational behavior of the employee, normative model, psychological contract, attitude, organizational culture, culture of interaction between the manager and the employee.