ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВКЛЮЧЕННОСТИ РАБОТНИКА В ОРГАНИЗАЦИЮ
А.А. Грачев
Alexander A. Grachev PSYCHOLOGICAL DESIGN OF EMPLOYEE INVOLVEMENT IN THE ORGANIZATION
DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_36_3_002
Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация. Обсуждается проблема включенности человека в организацию, в которой выделяются два аспекта: а) социальный, связанный с реализацией гуманистического подхода к человеку в производственной организации, б) научный, вытекающий из общей тенденции к поиску интегративных понятий, формирующих понятийное поле организационной психологии. Включение человека в организацию понимается как процесс удовлетворения взаимных интересов человека и организации, а включенность – как результат (конечный или промежуточный) включения. При этом интересы организации представляются как ролевые требования, а интересы работника – как его жизненные ориентации. В соответствии с этим включение работника в организацию описывается с помощью ролевой модели, отражающей соответствие человека ролевым требованиям и мотивационной модели, позволяющей рассмотреть организацию с точки зрения жизненных интересов работника. В основе ролевой модели лежат организационные требования, связанные с исполнением работником пяти типичных ролей - профессионала, руководителя, подчиненного, коллеги, члена организации. Показателями включения работника в эти роли выступает успешность решения задач, соответствующих роли. В основе мотивационной модели лежит модель жизненных ориентаций работника, в соответствии с которой определяются три вида включенности – дефицитарная, связанная с успешностью процесса адаптации (в узком смысле слова), самореализационная и развивающая (духовная по своему содержанию). Трем видам включенности соответствуют три формы включенности работника в организацию: а) приверженность (первичной группе, руководителю, организации, коллегам, подчиненным, для которой характерна установка на реализацию дефицитарной ориентации, б) симбиоз (с руководителем, организацией, первичной группой, коллегами, подчиненными) - установка на реализацию ориентации на самореализацию, в) преданность (руководителю, организации, первичной группе, коллегам, подчиненным) - установка на реализацию духовной ориентации, на служение. С учетом представленного подхода психологическое проектирование включенности в организацию состоит в обеспечении организационных условий для а) освоения основных ролевых требований к работнику и б) реализации жизненных ориентаций работника.
Ключевые слова: включенность в организацию, ролевая модель включенности, мотивационная модель включенности, жизненные ориентации работника, адаптация работника, самореализация работника, развитие работника, психологическое проектирование включенности
Abstract. The problem of human involvement in an organization is discussed, in which two aspects are distinguished: a) social, related to the implementation of a humanistic approach to a person in a production organization, and b) scientific, resulting from a general tendency to search for integrative concepts that form the conceptual field of organizational psychology. The inclusion of a person in an organization is understood as the process of satisfying the mutual interests of a person and an organization, and inclusion is the result (final or intermediate) of inclusion. At the same time, the interests of the organization are presented as role requirements, and the interests of the employee as his life orientations. In accordance with this, the inclusion of an employee in an organization is described using a role model that reflects a person's compliance with role requirements and a motivational model that allows considering the organization from the point of view of the employee's vital interests. The role model is based on organizational requirements related to the employee's performance of five typical roles - professional, supervisor, subordinate, colleague, and member of the organization. The success of solving the tasks corresponding to the role is an indicator of the employee's inclusion in these roles. The motivational model is based on the model of the employee's life orientations, according to which three types of inclusion are defined – deficient, associated with the success of the adaptation process (in the narrow sense of the word), self-actualizing and developing (spiritual in its content). Three types of involvement correspond to three forms of employee involvement in the organization: a) commitment (to the primary group, the head, the organization, colleagues, subordinates, which is characterized by an attitude towards the realization of a deficit orientation, b) symbiosis (with the head, the organization, the primary group, colleagues, subordinates) - an attitude towards the realization of self-realization, c devotion (to the head, organization, primary group, colleagues, subordinates) is an attitude towards the realization of spiritual orientation. Taking into account the presented approach, the psychological design of involvement in an organization consists in providing organizational conditions for a) mastering the basic role requirements for an employee and b) realizing the employee's life orientations.
Key words: organizational involvement, role model of involvement, motivational model of involvement, employee's life orientations, employee's adaptation, employee's self-realization, employee's development, psychological projection of involvement