СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ

Е.Ю. Коржова, А.В. Поляков

E.Y. Korzhova, A.V. Polyakov SOCIO-PSYCHOLOGICAL CORRELATES OF PROFESSIONAL IDENTITY OF UNIVERSITY TEACHERS

DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_36_3_004

Аннотация. Создание социально-психологической модели профессиональной идентичности преподавателей вузов представляется актуальной задачей для понимания факторов эффективности их профессиональной деятельности. Целью исследования стало выявление социально-психологических коррелятов профессиональной идентичности преподавателей вузов. Гипотеза исследования заключалась в предположении о существовании тесной взаимосвязи профессиональной идентичности преподавателей вузов с их социально-психологическими характеристиками. Исследование проводилось на выборке 170 педагогов вузов различных регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и др.), 133 женщины и 37 мужчин. Возраст респондентов: 25-35 лет – 26 человек; 36-45 лет – 29 человек; 46-55 лет – 57 человек; 56-65 лет – 36 человек; 66-77 лет – 22 человека. Применялись следующие методики: авторские анкеты «Социально-психологические факторы профессиональной деятельности» и «Профессиональная идентичность педагога»; методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ) (Л.Б. Шнейдер); методика «Направленность личности» (В. Смекайл и М. Кучер); Опросник жизненных ориентаций (Е.Ю. Коржова); методика «Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности» (модифицированный вариант Н.П. Фетискина); методика исследования стратегий поведения педагогов в профессиональной деятельности (МИПП) (Е.Ю. Коржова); многофакторный опросник эмпатии М. Дэвиса (IRI) (в адаптации Т.Д. Карягиной, Н.А. Будаговской, С.В. Дубровской). Проводился корреляционный анализ с вычислением коэффициента r Спирмена. Выявлено, что различные статусы профессиональной идентичности преподавателей вузов по-разному взаимосвязаны с особенностями взаимоотношений с субъектами профессиональной деятельности, характеристиками направленности личности, перцептивно-интерактивной компетентности, стратегиями поведения в педагогических ситуациях. При этом не было выявлено взаимосвязей с жизненными ориентациями личности и характеристиками эмпатии. Полученные результаты способствуют созданию эмпирически обоснованной модели профессиональной идентичности педагогов вузов, побуждая к дальнейшим исследованиям и обоснованию психологического содержания данного феномена. 

Ключевые слова: профессиональная идентичность, социально-психологические корреляты, преподаватели вузов, направленность личности, перцептивно-интерактивная компетентность, стратегии поведения в педагогических ситуациях.

Abstract. The creation of a socio-psychological model of the professional identity of university teachers seems to be an urgent task for understanding the factors of effectiveness of their professional activities. The purpose of the study was to identify the socio-psychological correlates of the professional identity of university teachers. The hypothesis of the study was the assumption of the existence of a close relationship between the professional identity of university teachers and their socio-psychological characteristics. The study was conducted on a sample of 170 university teachers from various regions of Russia (Moscow, St. Petersburg, Yekaterinburg, Novosibirsk, etc.), 133 women and 37 men. The age of the respondents: 25-35 years – 26 respondents; 36-45 years – 29 respondents; 46-55 years – 57 respondents; 56-65 years – 36 respondents; 66-77 years – 22 respondents. The following psychological techniques were used: author's questionnaires "Socio-psychological factors of professional activity" and "Professional identity of a teacher"; the method of studying professional identity (MIPI) (L.B. Schneider); the technique "Personality orientation" (V. Smekail and M. Kucher); questionnaire of life orientations (E.Y. Korzhova); technique "Diagnostics of perceptual-interactive competence" (modified version of N.P. Fetiskin); questionnaire for the study of behavioral strategies of teachers in professional activity (E.Y. Korzhova); multifactorial Empathy Questionnaire of M. Davis (adapted by T.D. Karyagina, N.A. Budagovskaya, S.V. Dubrovskaya). A correlation analysis was performed with the calculation of Spearman's r coefficient. It has been revealed that the different statuses of professional identity of university teachers are differently interconnected with the peculiarities of relationships with subjects of professional activity, characteristics of personality orientation, perceptual and interactive competence, strategies of behavior in pedagogical situations. At the same time, there were no correlations with the life orientations of the individual and the characteristics of empathy. The results obtained contribute to the creation of an empirically based model of the professional identity of university teachers, encouraging further research and substantiation of the psychological content of this phenomenon. 

Key words: professional identity, socio-psychological correlates, university teachers, personality orientation, perceptual-interactive competence, strategies of behavior in pedagogical situations.