ФАКТОРЫ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ И ФАКТОРЫ РИСКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ

Ю.В. Постылякова

Yulya V. Postylyakova RESILIENCE FACTORS AND RISK FACTORS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF A UNIVERSITY FOR STUDENTS WITH DIFFERENT LEVEL OF INDIVIDUAL RESILIENCE

DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_30_1_003

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация. В статье приводятся результаты исследования факторов жизнеспособности и факторов риска в образовательном пространстве вуза у студентов с высоким и низким уровнем выраженности индивидуальной жизнеспособности. Гипотеза исследования: студенты с высокими и низкими показателями индивидуальной жизнеспособности по-разному оценивают контекстно-специфические для образовательного пространства вуза факторы риска и факторы защиты (ресурсы), что способствует/затрудняет проявление индивидуальной жизнеспособности. Общая выборка исследования: участвовало 349 студентов российских вузов, юношей – 96 чел., девушек – 253 чел. Ср. возраст 21,35±1,95 лет. Методики исследования: «Опросник жизнеспособности молодежи – 28» (Child and Youth Resilience Measure-28, CYRM-28 в адаптации А.В. Махнача и А.И. Лактионовой) и анкетный опрос для выявления факторов защиты (ресурсов) и факторов риска студентов, проявляющихся в ходе обучения и являющихся компонентами индивидуальной жизнеспособности. Далее по полученным показателям Опросника общая выборка была разделена на 2 подгруппы для выделения контрастных подгрупп: в подгруппе с высокими показателями индивидуальной жизнеспособности: 91 чел., юношей – 27 чел., девушек – 64 чел. Ср. возраст 21,23±1,85 лет. В подгруппе с низкими показателями индивидуальной жизнеспособности: 121 чел., юношей 39 чел., девушек – 82 чел. Ср. возраст 21,46±2,12 лет. Было проведено сравнение и ранжирование выделенных факторов риска и факторов защиты в двух выделенных подгруппах студентов. Результаты исследования: показано различие факторов риска и факторов защиты (ресурсов) по степени их значимости для студентов разных подгрупп. Это говорит об их. Студенты с высокими показателями индивидуальной жизнеспособности имеют более критичное отношении к себе, чем студенты с низкими показателями индивидуальной жизнеспособности, оптимистичнее смотрят в будущее, позитивнее оценивают свои перспективы относительно профессионального и карьерного роста и достойной жизни в России. Критичный взгляд на себя, оптимизм, осознанность ценности получения образования и понимание перспектив в своем профессиональном будущем способствует проявлению их индивидуальной жизнеспособности в процессе обучения.

Ключевые слова: индивидуальная жизнеспособность, факторы риска, факторы защиты, ресурсы, образовательное пространство вуза, контекст, студенты вуза.

Abstract. The article presents the results of a study of resilience factors and risk factors in the educational environment of a university among students with high and low levels of individual resilience. Research hypothesis: students with high and low indicators of individual resilience differently assess context-specific risk factors and protective factors (resources) for the educational environment of the university, which facilitates/impedes the manifestation of individual resilience. The sample of the study: 349 students of Russian universities participated, 96 boys, 253 girls. Mean age: 21.35±1.95 years. Research methods: “Child and Youth Resilience Measure-28, CYRM-28 adapted by A.V. Makhnach and A.I. Laktionova) and a questionnaire to identify protective factors (resources) and risk factors of students, which manifest themselves during training and are components of individual resilience. Next, based on the obtained indicators of CYRM-28, the total sample was divided into 2 subgroups to identify contrasting subgroups: in the subgroup with high resilience indicators: 91 people, boys - 27 people, girls - 64 people (mean age: 21.23±1.85 years). In the subgroup with low resilience indicators: 121 people, 39 boys, 82 girls (mean age: 21.46±2.12 years). A comparison and ranking of the identified risk factors and protective factors was carried out in two selected subgroups of students. Results: the difference between risk factors and protective factors (resources) is shown in terms of their importance for students of different subgroups. Students with high levels of individual resilience have a more critical attitude towards themselves than students with low indicators of resilience, are more optimistic about the future, and more positively assess their prospects for professional and career growth and a decent life in Russia. A critical look at oneself, optimism, awareness of the value of getting an education and an understanding of the prospects for one’s professional future contribute to the manifestation of their resilience in the learning process.

Key words: individual resilience, risk factors, protective factors, resources, educational space of the university, context, university students.

Библиографическая ссылка на статью:

Постылякова Ю.В. Факторы жизнеспособности и факторы риска в образовательном пространстве вуза у студентов с разным уровнем индивидуальной жизнеспособности // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2024. Т. 9. № 1. С. 49–69. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_30_1_003

Postylyakova, Y.V. (2024). Faktory zhiznesposobnosti i faktory riska v obrazovatel'nom prostranstve vuza u studentov s raznym urovnem individual'noj zhiznesposobnosti [Resilience factors and risk factors in the educational space of a university for students with different level of individual resilience]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 9(1). 49–69. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_30_1_003