СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СИТУАЦИЯХ ПЕРВИЧНОЙ И ПОВТОРНОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЙ
Ю.А. Абдулина, А.В. Погодина
Iulia A. Abdulina, Alla V. Pogodina COMPARATIVE ANALYSIS OF PROFESSIONAL IDENTITY IN THE SITUATONS OF THE FIRST AND REPEATED PROFESSIONALIZATIONS
DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_30_1_004
Скачать полный текст статьи (.pdf)
Аннотация. Профессиональная идентичность – сложный динамичный личностный конструкт, отражающий степень освоения и принятия человеком выбранной им профессии. Становление идентичности профессионала происходит длительно, неравномерно, зависит от множества факторов и влияет на уровень эффективности человека на рабочем месте. Широкое распространение феномена смена профессии делает актуальным вопрос особенностей повторной идентичности профессионала в сравнении с его профессиональной идентичностью, сформированной ранее. Цель настоящего исследования - сравнение особенностей профессиональной идентичности студентов магистратуры, продолжающих обучение по ранее освоенной специальности и меняющих профессию во время получения магистерского образования. Гипотезой исследования выступило предположение о том, что уровень зрелости gрофессиональной идентичности магистрантов, продолжающих обучение по ранее освоенной специальности и меняющих профессию за счет обучения в магистратуре, не различается, но различается содержание их профессиональной идентичности. Выборку исследования составили 57 магистрантов факультета социальной психологии МГППУ (49 женщин и 8 мужчин, возраст – 23-56 лет), 21 из них продолжали обучение по ранее полученной специальности и 36 – находились в ситуации повторной профессионализации. Исследование проводилось дистанционно с использованием гугл-форм, содержащих вопросы социально-демографического характера и следующие психодиагностические методики: МИПИ Л.Б. Шнейдер, методику изучения групповой и микрогрупповой идентичности А.В. Сидоренкова, модифицированную нами методику «Кто я?» М. Куна, Т. Мак-Партленда. Анализ полученных данных не выявил значимых различий уровня идентичности профессионала для двух исследуемых групп магистрантов, но обнаружил качественные различия особенностей самоописаний себя как профессионала испытуемыми из разных групп, выраженные в преобладании не профессиональной, а учебно-профессиональной идентичности у студентов в ситуации первичной профессионализации. Полученные данные дополняют наши теоретические представления об идентичности профессионала и могут быть применены в профессиональном консультировании и сопровождении начинающих специалистов.
Abdulina, I.A., Pogodina, A.V. (2024). Psihologicheskie problemy vzaimodejstvij i otnoshenij cheloveka i real'nosti s pozicii sovremennyh paradigm estestvoznanija [Psychological problems of interactions and relations of the human and reality from the position of modern paradigms of natural sciences]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 9(1). 70-92. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_30_1_004
Ключевые слова: профессиональная идентичность, повторная профессионализация, смена профессии, профессиональное обучение, профессиональное развитие.
Abstract. Professional identity is a complex dynamic personal construction, which reflects levels of professionalism and acceptance of chosen profession by human. Professional identity forming is a long irregular process, depending on many factors, and determines a level of a professional activity efficiency of a person. Widespreading of professional changing reveals a question about specific features of repeated professional identity in comparison with first professional identity. An aim of our research was a comparison of a professional identity specificity of master’s students in situations of continuing of obtaining the same occupation as during getting bachor’s degree and in situation of changing their occupation. A main hypothesis of the research was an assumption that there is no difference between professional identity maturity level of master’s students continuing to obtain the same occupation and changing the occupation when they get their master’s degrees, but there is a difference of content of their professional identity. Our sample contains 57 master’s students of Department of Social Psychology of Moscow State University of Psychology and Education (49 women and 8 men aged 23-56 years). 21 students from them continued their professional education for the same profession and 36 students changed their profession. Data collection was performed on-line with using of Google-forms containing respondents’ social demographic information form and psychological test set including method of professional identity study by L.B. Shneider, method of group and microgroup identity study by A.V. Sidorenkov and modified projective test “Who am I?” by M. Kuhn and T. McPartland. Data analysis doesn’t reveal difference in the professional identity level of two groups of respondents, but reveal difference in the content of their identity, which is a fact that students continuing their education mostly have mixed educational and professional identity as students changing their occupation during getting master’s degree have mostly professional identity. The research broads existing theories of the professional identity and may be helpful in a career counselling and support of professionals changing their occupation.
Key words: professional identity, repeated professionalization, occupation change, master’s students, professional education, professional development.
Библиографическая ссылка на статью:
Абдулина Ю.А., Погодина А.В. Сравнительный анализ профессиональной идентичности в ситуациях первичной и повторной профессионализаций // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2024. Т. 9. № 1. C. 70-92. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_30_1_004
Abdulina, I.A., Pogodina, A.V. (2024). Psihologicheskie problemy vzaimodejstvij i otnoshenij cheloveka i real'nosti s pozicii sovremennyh paradigm estestvoznanija [Psychological problems of interactions and relations of the human and reality from the position of modern paradigms of natural sciences]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 9(1). 70-92. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_30_1_004