ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЛАКАТОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

Д.И. Рейтынбарг

D.I. Reitynbarg THE CASE OF SAFETY POSTER RESEARCH

DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_30_1_011

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация. В данной статье  говорится об исследовании воздействующего эффекта плакатов по технике безопасности на зрителей. Исследования начались с 1927 г., когда автор с коллегами обратились к специалистам по плакатам разных стран и, получив их, устроили выставку по охране труда. Далее эта экспозиция повторялась, увеличиваясь в объеме, в 1928, 1929 гг. Первые результаты опроса участников выставки 1927 г. показали, что имеются два направления в плакатной работе: американское и русское. Американские плакаты многообразны и оптимистичны, их содержание связано с различными сторонами поведения рабочего, и они подчеркивают пользу безопасности. В советских плакатах безопасность понимается как момент несчастного случая, с кровью, с перекошенным от ужаса лицом пострадавшего, в производственной обстановке; выделяется вред опасности. Рабочим плакаты были понятны, но они зачастую воспринимали его как урок безопасности, а многие участники выставки давали предложения художникам-плакатистам лучшего воздействия изображения. По своему психологическому тону плакат по технике безопасности мог быть: 1) положительным – изображал, как нужно работать, чтоб избежать несчастного случая; 2) отрицательным – показывал, как не надо вести себя, чтоб не вызвать опасности; устрашающим – с кровью и перекошенными от ужаса лицами пострадавших; 3) комическим – продолжал линию положительного изображения; 4) комбинированным – составлялся из двух частей – как надо и как не надо работать. 5) нейтральным. Наиболее убедителен был признан плакат сюжетный, динамический, содержащий изображение человеческих лиц, инструктивный, наиболее полно воспроизводящий опасность, ее воздействие, способ защиты, объективный и субъективный эффект защиты, по существу, таким образом, плакат контрастный, комбинированный, двухмоментный.

Ключевые слова: история психологии, психотехника, психотехника воздействия, плакат по технике безопасности, несчастный случай, выставка плакатов.
 
Abstract. This paper is about the research on the influential effect of safety posters on viewers. The research began in 1927, when the author and his colleagues approached specialists in posters of different countries and, having received them, arranged an exhibition on labor safety. Further this exposition was repeated, increasing in volume, in 1928-1929. The first results of the survey of the participants of the 1927 exhibition showed that there are two directions in poster work: American and Russian. American posters are diverse and optimistic, their content is related to various aspects of worker behavior, and they emphasize the benefits of safety. In Soviet posters, safety is understood as the moment of an accident, with blood, a victim’s face twisted with horror, in a production environment; the harm of danger is emphasized. Workers understood the posters, but they often perceived it as a lesson in safety, and many exhibitors gave suggestions to the poster artists for better exposure of the image. In terms of its psychological tone, a safety poster could be: 1) positive – depicted how to work to avoid an accident; 2) negative – showed how not to behave, so as not to cause danger; frightening – with blood and faces of victims twisted with horror; 3) comic – continued the line of positive image; 4) combined – made up of two parts: how to work and how not to work; 5) neutral. The most convincing poster was recognized to be plot, dynamic, containing the image of human faces, instructive, most fully reproducing the danger, its impact, the method of protection, objective and subjective effect of protection, in essence, thus, a poster contrasting, combined.
 
Key words: history of psychology, psychotechnics, psychotechnics of impact, safety poster, accident, poster exhibition. 

Библиографическая ссылка на статью:

Рейтынбарг Д.И. Опыт исследования плакатов по безопасности // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2024. Т. 9. №1. С. 240–281. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_30_1_011

Reitynbarg, D.I. (2024). Opyt issledovanija plakatov po bezopasnosti [The case of safety poster research]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 9(1). 240–281. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_30_1_011