ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОФНАПРАВЛЕННОСТИ

Г.Ю. Малис

G.Yu. Malis PROFESSIONAL ORIENTATION SURVEY

DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_32_3_009

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация. Данную статью  автор посвятил одному из многочисленных аспектов профессионального консультирования – обследованию профессиональной направленности, для которой в то время использовались синонимы: «профинтересы», «профсклонности», «профнаправленность», «профустремленность»; это происходило ввиду недостаточной разработанности вопросов организации и техники обследований профнаправленности. Обычно школьники заполняли кустрано составленные анкеты, с трудом поддающиеся систематизации и практическому профконсультационному использованию. Автор описал методы обследования (в общей системе мероприятий по профконсультированию) профнаправленности, проводимой в интересах подростка Школьно-психотехнической лабораторией Ленинградского педологического института. Под профессиональными интересами подростка автор понимал интересы подростка, связанные (или связываемые им) с определенным видом профессионального труда и обусловленные прошлым его опытом. Одной из основных задач обследования было вскрытие социального содержания профинтересов – сознательных установок на общественные, производственные, технические, бытовые моменты, связанные с избранной профессией, поэтому методика обследования предоставляла собой широкое выявление социальных установок подростка. Такими методами, по мнению сотрудников были: свободное сочинение, написанное на профконсультацнонную тему; профконсультационная анкета; контрольное экспериментальное обследование профнаправленности. Свободные сочинения писались и ранее, но их использование было неплодотворным в профконсультационной практике из-за неудачной постановки темы для подобных сочинений, непосредственно стимулирующий социально значимый ответ. Автор считал, что сочинение должно дать возможность подростку выявить свою профнаправленность в тех случаях, когда он четко определился в своей профессии и когда интересы подростка не ясны еще ему самому и только ждут своего профконсультационного оформления. Школьно-психотехническая лаборатория ЛПИ опробовала методику в 1930-1934 гг., подтвердив свои теоретические изыскания практикой.

Ключевые слова: История психологии, психотехника, профнаправленность, метод свободных сочинений, Школьно-психотехническая лаборатория, Ленинградский педологический институт.

Abstract. The author devoted this paper to one of the numerous aspects of professional counseling – the examination of professional orientation, for which at that time the following synonyms were used: “profound interests”, “professional inclinations”, “professional orientation”, “professional aspiration”; this was due to insufficient development of the issues of organization and technique of professional orientation examinations. Usually, schoolchildren filled in unprofessionally compiled questionnaires that were difficult to systematize and use in practical professional counseling. The author described the methods of professional orientation survey (in the general system of professional counseling) conducted in the interests of adolescents by the School-Psychotechnical Laboratory of the Leningrad Pedological Institute. The author understood the adolescent’s professional interests to mean the adolescent’s interests related (or associated) with a certain type of professional labor and conditioned by his past experience. One of the main tasks of the survey was to uncover the social content of professional interests – conscious attitudes to social, industrial, technical, and everyday aspects related to the chosen profession, so the survey provided a broad identification of the adolescent’s social attitudes. Such methods, according to the employees’ opinion, were: a free essay written on a professional counseling topic; a professional counseling questionnaire; a control experimental survey of professional orientation. Free essays had been written before, but their use was unfruitful in professional counseling practice because of the unsuccessful setting of the topic for such essays, directly stimulating a socially significant response. The author believed that the essay should enable the adolescent to reveal his or her professional orientation in cases when he or she has clearly defined his or her profession and when the interests of the adolescent are not yet clear to him or her and are only waiting for their professional counseling. The school-psychotechnical laboratory of LPI tested the method in 1930-1934, confirming its theoretical research by practice.

Key words: History of psychology, psychotechnics, professional orientation, method of free essays, School-psychotechnical laboratory, Leningrad Pedological Institute.

Библиографическая ссылка на статью:

Малис Г.Ю. Обследование профнаправленности // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2024. Т. 9. №3. С. 202–238. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_32_3_009

Malis, G.Yu. (2024). Obsledovanie profnapravlennosti [Professional orientation survey]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 9(3). 202–238. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_32_3_009