ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА
О.Б. Кононова
Olga B. Kononova EMOTIONAL INTELLIGENCE AND COPING BEHAVIOR OF STUDENTS OF A TRANSPORT UNIVERSITY
DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_33_4_005
Скачать полный текст статьи (.pdf)
Аннотация. Эмоциональный интеллект и совладающее поведение могут стать одними из тех факторов, которые способствуют не только успешному обучению студентов транспортного вуза, но и профессиональному развитию специалистов транспортной сферы в будущем. В этом смысле, изучение эмоционального интеллекта и совладающего поведения студентов, будущих специалистов транспортной сферы, представляется актуальным и действительно важным. Цель исследования – определить эмоциональный интеллект и копинг-стратегии у студентов транспортного вуза. Гипотезы исследования: существуют различия между показателями эмоционального интеллекта и копинг-стратегиями у студентов транспортного вуза (юношей и девушек); существуют различия в структуре взаимосвязей показателей эмоционального интеллекта и копинг-стратегий у студентов транспортного вуза (юношей и девушек). Выборка исследования представлена студентами Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Общее количество исследуемых – 53 человек, из них 22 юноши и 31 девушка, в возрасте от 18 до 21 года (1-2 курс) по направлению подготовки «Экономика и управление транспортно-логистическим бизнесом». Диагностику эмоционального интеллекта проводили с помощью методики «Тест эмоционального интеллекта» (ЭмИн) Д.В. Люсина. Диагностику копинг-стратегий проводили с помощью опросника «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса. Опросник был разработан Р.Лазарусом и С.Фолкманом в 1988 году, адаптирован Т.Л.Крюковой, Е.В.Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году и позже дополнительно стандартизирован в НИПНИ им. Бехетерева Л. И. Вассерманом, Б. В. Иовлевым, Е. Р. Исаевой, Е. А. Трифоновой, О. Ю. Щелковой, М. Ю. Новожиловой. Основные результаты: у девушек по сравнению с юношами значительно сильнее выражены копинг-стратегии положительная переоценка (t = 2,57, p < 0,05) и самоконтроль (t = 2,50, p < 0,05). Корреляционные структуры изучаемых показателей у юношей и девушек достаточно схожи, много одинаковых значимых взаимосвязей (11 взаимосвязей). И у юношей, и у девушек внутриличностный эмоциональный интеллект значимо отрицательно взаимосвязан с такими копинг-стратегиями, как дистанцирование (у юношей r = -0,501, p≤0,05; у девушек r = -0,458, p≤0,05), принятие ответственности (у юношей r = -0,422, p≤0,05; у девушек r = -0,394, p≤0,05) и бегство, избегание (у юношей r = -0,518, p≤0,05; у девушек r = -0,584, p≤0,001). У юношей внутриличностный эмоциональный интеллект значимо отрицательно связан с такой копинг-стратегией, как самоконтроль (r = -0,553, p≤0,01). У девушек внутриличностный эмоциональный интеллект положительно значимо связан с такой копинг-стратегией, как планирование решения проблемы (r = 0,525, p≤0,05). Основной вывод: гипотеза исследования о существовании различий между показателями эмоционального интеллекта и копинг-стратегиями у юношей и девушек подтвердилась частично; вторая гипотеза о существовании различий в структуре взаимосвязей исследуемых показателей у юношей и девушек также подтвердилась. Заключение: построение процесса профессионального обучения может не только опираться на результаты данного исследования, но и активно вмешиваться в процесс формирования эмоционального интеллекта и конструктивных приемов совладающего поведения, которые с течением времени станут эффективными инструментами специалистов транспортной сферы, способствующими успешному решению профессиональных задач.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, совладающее поведение, копинг-стратегии, студенты, юноши, девушки.
Abstract. Emotional intelligence and coping behavior can become one of those factors that contribute not only to the successful training of students of a transport university, but also to the professional development of transport specialists in the future. In this sense, the study of emotional intelligence and coping behavior of students, future specialists in the transport sector, seems relevant and really important. The purpose of the study is to determine the emotional intelligence and coping strategies of students of a transport university. Hypotheses of the study: there are differences between indicators of emotional intelligence and coping strategies among students of a transport university (boys and girls); there are differences in the structure of interrelations between indicators of emotional intelligence and coping strategies among students of a transport university (boys and girls). The sample of the study was presented by students of the St. Petersburg State University of Railways of Emperor Alexander I. The total number of subjects was 53 people, including 22 boys and 31 girls, aged 18 to 21 years (1-2 years) in the field of Economics and management of transport and logistics business. The diagnosis of emotional intelligence was carried out using the method "Emotional Intelligence Test" (EmIn) by D.V. Lyusin. The diagnosis of coping strategies was carried out using the questionnaire "Coping strategies" by R. Lazarus. The questionnaire was developed by R.Lazarus and S.Folkman in 1988, adapted by T.L.Kryukova, E.V.Kuftyak, M.S.Zamyshlyaeva in 2004 and later further standardized at NIPNI. Behetereva L. I. Wasserman, B. V. Iovlev, E. R. Isaeva, E. A. Trifonova, O. Y. Shchelkova, M. Y. Novozhilova. Main results: in girls, compared with boys, positive overestimation (t = 2.57, p < 0.05) and self-control (t = 2.50, p < 0.05) are significantly more pronounced coping strategies. The correlation structures of the studied indicators in boys and girls are quite similar, there are many identical significant relationships (11 relationships). In both boys and girls, intrapersonal emotional intelligence is significantly negatively correlated with such coping strategies as distancing (in boys r = -0.501, p≤0.05; in girls r = -0.458, p≤0.05), taking responsibility (in boys r = -0.422, p≤0.05; in girls r = -0.394, p≤0.05) and escape, avoidance (in boys r = -0.518, p≤0.05; in girls r = -0.584, p≤0.001). In young men, intrapersonal emotional intelligence is significantly negatively associated with such a coping strategy as self-control (r = -0.553, p≤0.01). In girls, intrapersonal emotional intelligence is positively significantly associated with such a coping strategy as problem solving planning (r = 0.525, p≤0.05). The main conclusion: the hypothesis of the study about the existence of differences between indicators of emotional intelligence and coping strategies in boys and girls was partially confirmed; the second hypothesis about the existence of differences in the structure of the relationships of the studied the indicators for boys and girls were also confirmed. Conclusion: the construction of the vocational training process can not only be based on the results of this study, but also actively interfere in the process of forming emotional intelligence and constructive coping behaviors, which over time will become effective tools for specialists in the transport sector, contributing to the successful solution of professional tasks.
Key words: emotional intelligence, coping behavior, coping strategies, students, boys, girls.
Библиографическая ссылка на статью:
Кононова О.Б. Эмоциональный интеллект и совладающее поведение студентов транспортного вуза // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда, 2024. Т. 9. № 4. С. 92-124. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_33_4_005
Kononova, O.B. (2024). Jemocional'nyj intellekt i sovladajushhee povedenie studentov transportnogo vuza [Emotional intelligence and coping behavior of students of a transport university]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 9(4). 92-124. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_33_4_005