ПРОЖЕКТОРНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ГОРОДА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
П.В. Ванециан
P.V. Vanetsian CITY FLOODLIGHTING FROM THE POINT OF VIEW OF SAFETY
DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_33_4_011
Скачать полный текст статьи (.pdf)
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию, проведенному совместно Всесоюзным электротехническим институтом и НИИ городского движения и водительских кадров с целью по изучению влияния блесткости городского освещения на способность ориентировки людей, находящихся в условиях уличного движения. Примерно с 1932 г. в крупных городах страны городские площади заливались светом осветительных прожекторных установок, но никто не дал качественную оценку результатов освещения с точки зрения безопасности движения. Для поднятия производительности труда и снижения промышленного травматизма рациональное освещение привело к значительным успехам, но система городского освещения была нерациональной. Яркий свет на улицах города достигался мощными источниками, часто ослепляющими, поэтому важно решить, насколько рационально блесткое прожекторное уличное освещение. Целый ряд вопросов требовал ответов через эксперимент: может ли привести блесткое уличное освещение к авариям, несчастным случаям в городском движении? не оказывает ли оно эмоциональное воздействие на поведение? не мешает ли ориентироваться пешеходу и целесообразно действовать в моменты опасности? сохраняет ли водитель быструю реакцию на возникающую аварийную ситуацию? Ванециан создал установку, имитирующую ситуацию водителя за рулем в интенсивном потоке встречных машин. «Встречные огни» требовали выбора реакции, и кандидат на должность водителя должен был учесть 1) различие в цвете лампочек, 2) их местоположении, 3) неоднозначную связью между характером раздражителя и требуемым движением, 4) наличие комбинаций раздражителей, 5) противоречивую ситуацию, т.е. осмысления и самостоятельного нахождения правильного решения требовала каждая ситуация. Экспериментатор регистрировал время реакции и ошибки качества или точности реагирования. В результате выяснилось, что упражнение приводит к ускорению реакции и увеличению ее точности; прожекторное освещение замедляет скорость реакции и снижает ее правильность; внезапно возникающее блесткое освещение воспринимается интенсивнее, чем постоянное действие блесткости; различные люди по-разному подвержены действию блесткого освещения и т.д.
Vanecian, P.V. (2024). Prozhektornoe osveshhenie goroda s tochki zrenija bezopasnosti [City floodlighting from the point of view of safety]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 9(4). 240–260. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_33_4_011
Ключевые слова: история психотехники, блесткость, городское освещение, освещение фар, дорожная аварийная ситуация.
Abstract. This article was devoted to a study conducted jointly by the All-Union Electro-technical Institute and the Research Institute of Urban Traffic and Drivers to study the effect of urban lighting glare on the ability of people to navigate in traf-fic conditions. Since about 1932, in large cities across the country, city squares was flooded with floodlights, but no one gave a qualitative assessment of the lighting results from the point of view of traffic safety. Rational lighting led to significant successes in increasing labor productivity and reducing industrial inju-ries, but the urban lighting system was irrational. Bright light on city streets was achieved by powerful sources, often blinding, so it is important to decide how ra-tional was bright floodlight street lighting. A number of questions required an-swers through experiment: could bright street lighting lead to accidents, accidents in city traffic? did it have an emotional impact on behavior? did it interfere with pedestrian orientation and appropriate action in moments of danger? did the driver maintain a quick reaction to an emerging emergency situation? Vanetsian created an installation simulating the situation of a driver behind the wheel in an intense flow of oncoming cars. “Oncoming lights” required a choice of reaction, and a candidate for the position of a driver had to take into account 1) the differ-ence in the color of the bulbs, 2) their location, 3) the ambiguous relationship be-tween the nature of the stimulus and the required movement, 4) the presence of combinations of stimuli, 5) a contradictory situation, i.e. each situation required comprehension and independent finding of the right solution. The experimenter recorded the reaction time and errors in the quality or accuracy of the response. As a result, it was found that the exercise led to an acceleration of the reaction and an increase in its accuracy; floodlighting slowed down the reaction speed and reduces its accuracy; suddenly appearing glittering lighting was perceived more intensely than the constant action of glitter; different people were differently sus-ceptible to the action of glittering lighting, etc.
Key words: history of psychotechnics, glitter, city lighting, headlight lighting, road emergency.
Библиографическая ссылка на статью:
Ванециан П.В. Прожекторное освещение города с точки зрения безопасности // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2024. Т. 9. №4. С. 240–260. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_33_4_011
Vanecian, P.V. (2024). Prozhektornoe osveshhenie goroda s tochki zrenija bezopasnosti [City floodlighting from the point of view of safety]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 9(4). 240–260. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_33_4_011