ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСЛЕПЛЯЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ФОНАРЕЙ

П.В. Ванециан

P.V. Vanetsian PSYCHOTECHNICAL RESEARCH OF THE BLINDING EFFECT OF CAR LIGHTS

DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_33_4_009

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация. Статья  посвящена работе П.В. Ванециана – попытке решить плохо исследованные в науке и практике того времени задачи светотехники, а именно вопросам рационального освещения, мерам борьбы с ослеплением, нормам освещения, воздействующих на человека, процессу его работы и т.п. Исследование заключалась в изучении ослепляющего действия автомобильных фонарей и выработке методов борьбы, что дополнительно осложнялось плохим состоянием дорог, неупорядоченностью уличного движения, недисциплинированностью населения, неудовлетворительностью и неравномерным распределением уличного освещения, полной не освещенностью загородных дорог и т.п. Дело осложнялось тем, что яркие автомобильные фары вредили прохожему и вагоновожатым, а автобусные шоферы, наоборот, настаивали на необходимости использования фонарей большой силы света. Группа специалистов Психотехнической лаборатории, Лаборатории подотдела наружного освещения МКХ и Лаборатории Института народного хозяйства им. Плеханова исследовали вопрос лабораторными методами, изучая факторы, обусловливающие различные степени ослепляющего действия, и факторы, определяющие степень видимости пути для шофера. После тщательного изучения вопроса сотрудники лаборатории высказали свои предложения: сила автомобильных лампочек не должна превышать 25 ватт у автобусов и у остальных машин – 5; все машины должны быть снабжены приспособлениями, обеспечивающими возможность изменения силы света фар или двойного накала с тем, чтобы слабый накал, обязательный, как правило в условиях езды в черте города, понижал силу света фар; переключать лампочки на полный свет можно при движении за чертой города, по неосвещенным и мало оживленным пунктам для кратковременной сигнализации, при неблагоприятной погоде; следует переустановить фары так, чтобы пучок яркого света падал наклонно к земле, ближняя же граница яркого пятна, бросаемого фокусом рефлектора на землю, находилась бы не далее 10 метров от машины; заменить стекла простого прозрачного типа рифлеными стеклами. 

Ключевые слова: история психотехники, Московское коммунальное хозяйство, шоферы, автомобильные фонари, уличное освещение, ослепляющее действие фонарей.

Abstract. The article was devoted to the work of P.V. Vanetsian – an attempt to solve the problems of lighting engineering that were poorly studied in the science and practice at that time, namely, the issues of rational lighting, measures to combat glare, lighting standards affecting a person, the process of its work, etc. The research consisted of studying the blinding effect of car lights and developing methods of combating it, which was further complicated by the poor condition of roads, disorderly traffic, undisciplined population, unsatisfactory and uneven distribution of street lighting, complete lack of illumination of suburban roads, etc. The matter was complicated by the fact that bright automobile headlights were harmful to pedestrians and tram drivers, while bus drivers, on the contrary, insisted on the need to use high-intensity headlights. A group of specialists from the Psychotechnical Laboratory, the Laboratory of the Outdoor Lighting Subdepartment of the Ministry of Agriculture and the Laboratory of the Plekhanov Institute of National Economy investigated the issue using laboratory methods, studying the factors causing different degrees of blinding effect and the factors determining the degree of visibility of the road for the driver. After a thorough study of the issue, the laboratory staff put forward their proposals: the power of automobile bulbs should not exceed 25 watts for buses and 5 for other vehicles; all vehicles should be equipped with devices that provide the ability to change the luminous intensity of the headlights or dual heating so that low heating, which is usually mandatory when driving within the city, reduces the luminous intensity of the headlights; bulbs can be switched to full brightness when driving outside the city, in unlit and sparsely populated areas for short-term signaling, in unfavorable weather; the headlights should be reinstalled so that the beam of bright light falls obliquely toward the ground, and the closest boundary of the bright spot cast by the focus of the reflector onto the ground should be no further than 10 meters from the car; replace the simple transparent glass with ribbed glass.

Key words: history of psychotechnics, Moscow Municipal Services, drivers, car lights, street lighting, blinding effect of lights.

Библиографическая ссылка на статью:

Ванециан П.В. Психотехнические исследования ослепляющего действия автомобильных фонарей // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2024. Т. 9. № 4. С. 208-224. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_33_4_009

Vanetsian, P.V. (2024). Psihotehnicheskie issledovanija oslepljajushhego dejstvija avtomobil'nyh fonarej [Psychotechnical research of the blinding effect of car lights]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 9(4). 208-224. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_33_4_009