ДОВЕРИЕ И НЕДОВЕРИЕ РОБОТУ-ПОМОЩНИКУ В АПРИОРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СПЕЦИАЛИСТОВ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

А.Ю. Акимова, А.А. Обознов

A.Yu. Akimova, A.A. Oboznov TRUST AND DISTRUST IN THE ROBOT ASSISTANT IN THE APRIORI CONCEPTIONS OF SPECIALISTS OF RUSSIAN ORGANIZATIONS

DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_31_2_006

Аннотация. В статье обсуждается проблема доверия и недоверия специалистов роботам-помощникам, ориентированным на совместную работу в общем рабочем пространстве. В настоящее время роботы-помощники ограниченно используются в российских организациях, поэтому в своем большинстве представления специалистов о взаимодействии с роботами-помощниками носят умозрительный характер. Цель исследования заключалась в изучении априорных представлений российских специалистов, не имевших личного опыта взаимодействия с роботами-помощниками, о критериях, проявлениях, условиях возникновения и факторах доверия и недоверия им. Актуальность исследования определяется позитивной ролью доверия как психологического ресурса для достижения эффективного взаимодействия специалистов с роботами-помощниками, тогда как недоверие им приводит к возрастанию психофизиологической напряженности специалистов вплоть до развития психосоматических заболеваний. Исследование априорных представлений проводилось с использованием анкеты, основанной на авторской модели доверия и недоверия технике, в т.ч., роботам. Обработка данных осуществлялась с применением методов контент-анализа, частотного и факторного анализа. Для статистического анализа данных использовалась программа IBM SPSS Statistics, v.26. В исследовании приняли участие 142 российских специалиста (72 мужчины и 70 женщин), занятых в разных сферах профессиональной деятельности – образование, IT, энергетика, строительство, транспорт, машиностроение и др. Возраст участников исследования составлял от 23 до 64 лет, стаж работы в организациях –  от 1-го года до 38 лет. Согласно полученным результатам, априорные представления специалистов о доверии роботам-помощникам являются менее четкими и полными, чем о недоверии: лишь 52% специалистов смогли описать, что они понимают под доверием роботам-помощникам, а 48% не смогли сформулировать свое понимание доверия им, либо утверждали, что доверия роботам-помощникам не существует. При этом свое понимание недоверия роботам-помощникам смогли описать 83% специалистов (в 1,6 раз больше), а только 17% отметили, что недоверия роботам-помощникам не существует. Преобладание российских специалистов с более четкими и полными априорными представлениями о недоверии, чем доверии роботам-помощникам можно объяснить влиянием литературных произведений, фильмов и другой информации о скором наступлении эры доминирования роботов над людьми. Создание у специалистов более адекватных априорных представлений о роботах-помощниках и доверии/недоверии им становится важной научно-практической задачей. 

Ключевые слова: доверие и недоверие технике; отношение специалиста к роботу-помощнику; доверие и недоверие роботу-помощнику; критерии, проявления, факторы доверия и недоверия роботу-помощнику.

Abstract. The article discusses the problem of trust and distrust of specialists in robotic assistants focused on collaboration in a common workspace. Currently, robot assistants are used to a limited extent in Russian organizations, therefore, for the most part, specialists’ ideas about interaction with robot assistants are a priori in nature. The purpose of the study was to study the a priori ideas of Russian specialists, who had no personal experience of interacting with assistant robots, about the criteria, manifestations, conditions of occurrence and factors of trust and distrust in them. The relevance of the study is determined by the positive role of trust as a psychological resource for achieving effective interaction between specialists and robotic assistants, while distrust of robots leads to an increase in the psycho-physiological tension of specialists, leading to the development of psychosomatic diseases. The study of a priori beliefs was carried out using a questionnaire based on the author’s model of trust and distrust in technology, including robots. Data processing was carried out using methods of content analysis, frequency and factor analysis. IBM SPSS Statistics, v.26 was used for statistical data analysis. The study involved 142 Russian specialists (72 men and 70 women), employed in various fields of professional activity - education, IT, energy, construction, transport, mechanical engineering, etc. The age of the study participants ranged from 23 to 64 years, work experience in organizations – from 1 year to 38 years. According to the results obtained, specialists’ a priori ideas about trust in robot assistants are less clear and complete than about distrust: only 52% of specialists were able to describe what they understand by trust in robot assistants, and 48% were unable to formulate their understanding of trust in them, or argued that trust in robot assistants does not exist. At the same time, 83% of specialists (1.6 times more) were able to describe their understanding of distrust in robot assistants, and only 17% noted that there is no distrust in robot assistants. The predominance of Russian specialists with clearer and more complete a priori ideas about distrust (compared to ideas about trust) in robot assistants can be explained by the influence of literary works, films and other information about the imminent era of dominance of robots over people. Creating more adequate a priori ideas among specialists about robot assistants and trust/distrust in them is becoming an important scientific and practical task.

Key words: trust and distrust in technology; the specialist’s attitude towards the robot assistant; trust and distrust in the robot assistant; criteria, manifestations, factors of trust and distrust in the robot assistant.