НА ПУТЯХ К ПОЛИТЕХНИЗМУ
П.П. Блонский
P.P. Blonsky ON THE PATH TO POLYTECHNICISM
DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_31_2_010
Скачать полный текст статьи (.pdf)
Аннотация. В данной статье речь идет о первых десятилетиях советского народного образования. Сразу после революции 1917 г. российская школа стала перестраиваться в трудовую школу. Назначенные инструктора и лекторы педагогических курсов не совсем понимали, что это такое, и пропагандировали активный метод и иллюстративную школу, отличавшиеся от старой школы методами обучения, большей самодеятельностью учеников и рисованием; это было хорошо, но жизнь требовала большего. Передовые учителя стремились к трудовой школе и пытались ввести труд, но только бытовой, т.е. «самообслуживание». Марксистски настроенная часть учительства прекрасно понимала, что труд в советской трудовой школе должен быть общественно-полезным производительным трудом, к тому же 1920-е гг. были годами укрепления и развития трудовой школы, после них оказалось возможным перейти к постановке политехнической трудовой подготовки в массовой школе. С начала 1930-х гг. школа энергично политехнизировалась, получила новые программы по труду, хотя в начале они были несовершенными. Причинами этого были непрофессиональные инструкторы в школе по труду (как правило, бывший кустарь, слабо ориентирующийся в современном крупном производстве, в современной технике), или не прошедший специальное обучение классный учитель, малознакомый с конкретным содержанием современной техники, с соответствующими работами специалистов. Задачей учителя стало: учиться технике и технологии у научных авторитетов в этой области, потом эти знания передавать детям, а не самому творить технологические обобщения; он должен был решить основную проблему – организовать политехническое образование.
Ключевые слова: трудовая школа, политехнизм, ручной труд, школьная программа, инструктор по труду, учитель.
Abstract. This article is about the first decades of Soviet public education. Immediately after the revolution of 1917, the Russian school began to be rebuilt into a labor school. The appointed instructors and lecturers of pedagogical courses did not quite understand what it was, and promoted the active method and the illustrative school, which differed from the old school in teaching methods, more independent activities of students and drawing; it was good, but life demanded more. Advanced teachers strove for a labor school and tried to introduce labor, but only domestic labor, i.e. ”self-service”. The Marxist-minded part of the teaching staff understood perfectly well that work in the Soviet labor school should have been socially useful productive work, moreover, the 1920s were years of strengthening and development of the labor school, after which it turned out to be possible to move on to the organization of polytechnic labor training in mass schools. The school was vigorously polytechnized and received new labor programs, although at the beginning they were imperfect. The reasons for this were unprofessional labor school instructors (as a rule, a former handicraftsman with little knowledge of modern large-scale production and modern technology), or a classroom teacher who had not undergone special training and was unfamiliar with the specific content of modern technology and the corresponding work of specialists. The teacher’s task became: to learn technique and technology from scientific authorities in this field, then transfer this knowledge to children, and not create technological generalizations himself; he had to solve the main problem - to organize polytechnic education.
Key words: the history of labor psychology, labor school, polytechnic school, labor organization, work instructor, work instructor
Библиографическая ссылка на статью:
Блонский П.П. На путях к политехнизму // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2024. Т. 9. № 2. С. 234-244. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_31_2_010
Blonsky, P.P. (2024). Na putjah k politehnizmu [On the path to polytechnicism]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 9(2). 234-244. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_31_2_010