ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БЛОНСКИЙ: ВЗГЛЯД ПЕДАГОГА НА ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА (К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Н.Ю. Стоюхина

Natalya Yu. Stoyukhina PAVEL PETROVICH BLONSKY: TEACHER’S VIEW ON ISSUES
OF PSYCHOLOGY OF WORK
(TO THE 140TH ANNIVERSARY OF HIS BIRTH)

DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_31_2_008

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация. В данной статье рассказывается о советском педагоге и педологе Павле Петровиче Блонском (1984-1941), юбилей которого – 140 лет со дня рождения – отмечается в этом году. Выпускник историко-филологического факультета Университета св. Владимира (Киев), с благодарностью вспоминавший своих учителей (несмотря на критические замечания в их адрес), Блонский начал преподавательскую деятельность в гимназиях, проводя уроки педагогики и психологии, также печатался в журналах, освещая педагогические проблемы. Будучи настроенным против существовавшего строя, он пришел к осмыслению темы «педагогика и рабочий класс» в статьях «Школа и общественный строй», «Школа и рабочий класс», предвосхитившими большую содержательную проблему «трудовой школы», благодаря которой он стал широко известен в учительских кругах в первые годы советской власти. В своих воспоминаниях он назвал прошедшие годы своей жизни годами ученичества и годами просветительства. Следующий период был связан с попыткой внедрения концепции «трудовой школы» в советское образование, постепенным отходом от нее, переходом к вопросам педагогики, разочарования в ней, увлечения педологией. Позже, написав о своем отходе от педологии, Блонский продолжал заниматься педологическими вопросами. К тому же, в начале 1930-х гг. на фоне индустриализации народного хозяйства и реконструкции промышленности, советская школа начала разворачиваться в сторону политехнизма. Это было необходимо, потому что страна остро нуждалась в рабочих новой формации – технически грамотных, знакомых с различными механизмами. Оказалось, что ранее высказанные мысли по вопросам трудовой школы, после переосмысления, снова стали нужными, и потому его статьи о политехническом воспитании и образовании были широко известны и популярны. Постановление о ликвидации педологии завершило блестящую карьеру Павла Петровича Блонского. Несмотря на его попытки оправдаться, объясниться, он не смог вернуться к плодотворной работе – бывшие коллеги выступали с резко критическими замечаниями в его адрес. Педагоги вернулись к творчеству Блонского лишь в 1961 г. 

Ключевые слова: история психологии труда, политехнизм, трудовая школа, педология, педагогика. 

Abstract. This article speaks about the Soviet teacher and pedologist Pavel Petrovich Blonsky (1984-1941), whose anniversary – 140 years since his birth – is celebrated this year. Graduate of the faculty of history and philology of the University of St. Vladimir (Kyiv), who remembered his teachers with gratitude (despite critical remarks addressed to them), Blonsky began teaching in gymnasiums, conducting lessons in pedagogy and psychology, and also published in magazines, covering pedagogical problems. Being opposed to the existing system, he came to understand the topic of “pedagogy and the working class” in the articles “School and the social system”, “School and the working class”, which anticipated the large substantive problem of the “labor school”, thanks to which he became widely known in teachers’ colleges circles in the first years of Soviet power. In his memoirs, he called the past years of his life as years of apprenticeship and enlightenment. The next period was associated with an attempt to introduce the concept of “labor school” into Soviet education, a gradual departure from it, a transition to issues of pedagogy, disappointment in it, and a passion for pedology. Later, having written about his departure from pedology, Blonsky continued to work on pedological issues. Moreover, in the early 1930s against the backdrop of the industrialization of the national economy and the reconstruction of industry, the Soviet school began to turn towards polytechnicism. This was necessary because the country was in dire need of workers of a new breed – technically literate, familiar with various mechanisms. It turned out that the previously expressed thoughts on issues of the labor school, after rethinking, again became necessary, and therefore his articles on polytechnic upbringing and education were widely known and popular. The resolution on the liquidation of pedology ended the brilliant career of Pavel Petrovich Blonsky. Despite his attempts to justify himself and explain himself, he was unable to return to fruitful work – former colleagues made sharply critical remarks about him. Teachers returned to Blonsky’s work only in 1961.

Key words: history of labor psychology, polytechnic, labor school, pedology, pedagogy.

Библиографическая ссылка на статью:

Стоюхина Н.Ю. Павел Петрович Блонский:взгляд педагога на вопросы психологии труда (к 140-летию со дня рождения) // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2024. Т. 9. № 2. С. 192-221. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_31_2_008

Stoyukhina, N.Yu. (2024). Pavel Petrovich Blonskij: vzgljad pedagoga na voprosy psihologii truda (k 140-letiju so dnja rozhdenija) [Pavel Petrovich Blonsky: teacher’s view on issues of psychology of work (to the 140th anniversary of his birth)]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 9(2). 192-221. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_31_2_008