ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
М. П. Гурьянова
PERSONAL PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE UNIVERSITY TEACHERS AS A FACTOR OF STUDENTS’ EDUCATION IN THE PROCESS OF THEIR SOCIO-PEDAGOGICAL TRAINING
Marina P. Guryanova
Скачать полный текст статьи (.pdf)
Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы влияния преподавателей вузов, работающих в системе социально-педагогической подготовки специалистов «помогающих профессий», на воспитание студентов, формирование их личностно-профессиональных качеств. В основе статьи- результаты исследования, целью которого было выявление ключевых действий преподавателей вузов в учебном процессе и во вне аудиторной работе, оказывающих существенное воспитательное влияние на студентов. Исследование осуществлялось посредством анкетирования, раскрывающего индивидуальные ценности студентов, приобретённые в процессе взаимодействия с преподавателями вуза. В анкетировании участвовали 288 студентов 14 вузов страны. В основу анализа взаимодействия студентов и преподавателей были положены три критерия: характер взаимодействия преподавателей и студентов; действия преподавателей, оказывающие наиболее значимое влияние на студентов; действия особо значимого преподавателя, которые студенты возьмут на вооружение в своей работе. Исследование выявило доминирование уважительных отношений во взаимодействиях преподавателей и студентов, изменение роли преподавателей вуза, которые сегодня являются в первую очередь организаторами процесса добывания новых знаний; наставниками, трансляторами новых знаний; навигаторами в жизненном пути. Установлено, что многие преподаватели играют заметную роль в личностном и профессиональном развитии студентов, оказывают значительное влияние на личностно-профессиональное становление и развитие будущих специалистов социальных профессий, при этом имеет место недостаток общения преподавателей и студентов вне аудиторных занятий.
Гурьянова М.П. Личностно-профессиональная деятельность преподавателей вуза как фактор воспитания студентов в процессе их социально-педагогической подготовки // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2019. Т. 4. № 3. С.58-76
Guryanova M.A. (2019). Lichnostno-professional'naya deyatel'nost' prepodavateley vuza kak faktor vospitaniya studentov v protsesse ikh sotsial'no-pedagogicheskoy podgotovki [Personal professional activity of the university teachers as a factor of students’ education in the process of their socio-pedagogical training]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor], 4 (3), 58-76.
Ключевые слова: социально-педагогическая подготовка специалистов социальной сферы, социальный педагог, воспитание, преподаватель вуза, студент, социально-педагогическое исследование.
Abstract: The article is devoted to the study of the problem of the influence of university teachers working in the system of socio-pedagogical training of specialists of “helping professions” on the education of students, the formation of their personal and professional qualities. The article is based on the results of a study whose purpose was to identify the key actions of university teachers in the educational process and outside of classroom work, which have a significant educational impact on students. The study was carried out through questionnaires, revealing the individual values of students acquired in the process of interaction with university professors. The survey was attended by 288 students from 14 Russian universities. The analysis of the interaction of students and teachers was based on three criteria: the nature of the interaction of teachers and students; the actions of teachers that have the most significant impact on students; actions of a particularly significant teacher that students will adopt in their work. The study revealed the dominance of respectful relations in the interactions of teachers and students, the changing role of university teachers, who today are primarily the organizers of the process of obtaining new knowledge; mentors, translators of new knowledge; navigators in life. It has been established that many teachers play a significant role in the personal and professional development of students, have a significant impact on the personal and professional formation and development of future specialists in social professions, while there is a lack of communication between teachers and students outside the classroom.
Key words: social and pedagogical training of specialists in the social sphere, social pedagogue, education, university teacher, student, social and pedagogical research.
Библиографическая ссылка на статью:
Гурьянова М.П. Личностно-профессиональная деятельность преподавателей вуза как фактор воспитания студентов в процессе их социально-педагогической подготовки // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2019. Т. 4. № 3. С.58-76
Guryanova M.A. (2019). Lichnostno-professional'naya deyatel'nost' prepodavateley vuza kak faktor vospitaniya studentov v protsesse ikh sotsial'no-pedagogicheskoy podgotovki [Personal professional activity of the university teachers as a factor of students’ education in the process of their socio-pedagogical training]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor], 4 (3), 58-76.