УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ СУБЪЕКТА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ

А.С. Баканов

Arsenii S. Bakanov JOB SATISFACTION THE SUBJECT OF LABOR ACTIVITY FROM REMOTE INTERACTION WITH INFORMATION SYSTEMS

DOI: 10.38098/ipran.opwp_2022_24_3_002

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация: Трудовая деятельность с использованием дистанционных режимов работы актуальна и востребована на рынке труда. Отношение субъекта труда к дистанционной деятельности сказывается как на эффективности, так и результативности труда и может характеризоваться совокупностью параметров. Наиболее полно отношение субъекта труда к деятельности вообще, и в частности к дистанционной деятельности характеризует – удовлетворённость трудом, которую необходимо исследовать в совокупности с эффективностью и результативностью трудовой деятельности. Удовлетворенность субъекта трудовой деятельности целесообразно рассматривать совместно с результативностью. Результативность и удовлетворенность субъекта трудовой деятельности от взаимодействия с информационными системами зависит от распределения задач, функций, операций и выбранной стратегии взаимодействия. При этом необходимо учитывать, как совокупность психологических факторов субъекта трудовой деятельности, так и характер деятельности опосредованной информационной системой. В настоящее время дистанционно и с применением информационных систем (согласно предложенной Е. А. Климовым «четырехъярусной классификации профессий»), наиболее часто осуществляется профессиональная трудовая деятельность: человек—техника; человек—человек; человек—знаковая система; человек—художественный образ. В большей части это трудовая деятельность в сфере торговли и услуг. В настоящее время наблюдается тенденция к доминированию профессий 3 яруса (по Е. А. Климову), связанных с применением автоматизированных и автоматических систем. На результативность трудовой деятельности, а также на удовлетворенность трудовой деятельностью оказывают влияние как внутренние факторы (личностные свойства субъекта трудовой деятельности, профессиональные знания, умения, навыки), так и внешние факторы (среда, в которой осуществляется трудовая деятельность, характеристики и функциональные возможности информационной системы, трудовой коллектив, график и режим работы, система оплаты труда). 

Ключевые слова: дистанционное взаимодействие, информационные системы, удовлетворенность трудом.

Abstract: Labor activity using remote work modes is relevant and in demand in the labor market. The attitude of the subject of labor to remote work affects both the efficiency and effectiveness of labor and can be characterized by a combination of parameters. The most complete attitude of the subject of labor to labor activity in general, and in particular to remote labor activity, is characterized by job satisfaction, which must be investigated in conjunction with the efficiency and effectiveness of labor activity. Satisfaction of the subject of labor activity should be considered together with the effectiveness. The effectiveness and satisfaction of the subject of labor activity from interaction with information systems depends on the distribution of tasks, functions, operations and the chosen interaction strategy. At the same time, it is necessary to take into account both the totality of the psychological factors of the subject of labor activity, and the nature of the activity of the mediated information system. According to the “four-tier classification of professions” proposed by E. A. Klimov, at present, professional labor activity can be carried out remotely and with the use of information systems: a person-technician; man is a man; man is a sign system; man is a work of art. For the most part, this is labor activity in the field of trade and services. The effectiveness of labor activity, satisfaction with labor activity is influenced by both internal factors (personal properties of the subject of labor activity, professional knowledge, skills) and external factors (environment in which labor activity is carried out, characteristics and functionality of the information system, labor collective , schedule and mode of work, system of remuneration).

Keywords: remote interaction, information systems, job satisfaction.

Библиографическая ссылка на статью:

Баканов А.С. Удовлетворенность трудом субъекта трудовой деятельности от дистанционного взаимодействия с информационными системами // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2022. Т. 7. № 3. С. 34 – 47. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2022_24_3_002

Bakanov, A.S. (2022). Udovletvorennostʹ trudom subʺyekta trudovoy deyatelʹnosti pri distantsionnom vzaimodeystvii s informatsionnymi sistemami [Job satisfaction the subject of labor activity from remote interaction with information systems]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 7 (3). 34 – 47. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2022_24_3_002