РАЗВИТИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЭВОЛЮЦИИ

Ю.Я. Голиков

Ju. Ya. Golikov DEVELOPMENT OF EXISTING CONCEPTUAL REPRESENTATIONS ABOUT MATERIAL HUMAN NATURE AND HIS EVOLUTION

DOI: 10.38098/ipran.opwp_2023_26_1_001

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация. Представлены результаты анализа теоретических позиций и содержания исследований обучения, воспитания, развития, труда и деятельности в педагогике, профессиональной подготовке, психологии развития и акмеологии. Они позволили выявить основные особенности и закономерности данных процессов, в частности, направленность, этапность, гетерохронность, непрерывность (континуальность), преемственность, прогресс и регресс, дифференциацию и интеграцию, смену детерминации, полноты усвоения знаний, воспитания, организации жизнедеятельности и активности и др. Массив выделенных основных особенностей и закономерностей стали (как явления онтологического плана) теоретическими основаниями предложенного варианта развития концептуальных представлений о материальной природе человека и его эволюции – обобщенной модели эволюции человека в физическом и духовном мирах. Данная модель учитывает также и ограничения концептуальных представлений о материальной природе человека и его эволюции, определенные на предыдущем этапе исследований с позиции новых парадигм естествознания, – универсального эволюционизма (постулирующего существование общих закономерностей на всех уровнях материального мира), синергетики (как науки о самоорганизации), квантовой теории поля (доказывающей общую природу как барионных, так и полевых объектов). По своему содержанию модель построена на следующих новых представлениях: о Реальности как едином целом – множестве физических и духовных миров разных эволюционных уровней; о душе как самостоятельной сущности духовного мира, эволюция которой на настоящем этапе ее жизни реализуется на нашей планете; об эволюции души как дискретно-непрерывной, кусочно-гладкой последовательности нескольких этапов ее развития (отдельных воплощений в физическом мире) разного качества и сложности; о сосуществовании и коэволюции на планете двух видов человека – «неодушевленного», био-социального разумного существа физического мира (Homo sapiens) и «одушевленного», био-социо-духовного существа духовного мира (Homo spiritus), которое рассматривается как триада «физическое тело–личность–душа». Предложенная модель эволюции человека должна стать – на последующих этапах исследований – фундаментом разработки гуманистически ориентированной идеологии высоких технологий как альтернативы доминирующих в настоящее время концепций антропологического кризиса и трансгуманизма.

Ключевые слова: физический (видимый) мир, духовный (невидимый) мир, Реальность, душа человека, эволюция души, взаимодействия и отношения человека и Реальности, цивилизация, обобщенная модель эволюции 

Abstract. Results of the analysis of theoretical positions and contents of researches of training, education, development, work and performance in pedagogics, professional training, psychology of development and acmeology are submitted. They have allowed to reveal the basic features and laws of the given processes, in particular, an orientation, stage of development, unsimultaneous, continuity, progress and recourse, differentiation and integration, change of determination, completeness of mastering of knowledge, education, the organization of ability to live and activity, etc. The massif of the allocated basic features and laws steel (as the phenomena of the ontologic plan) the theoretical bases of the offered variant of development of conceptual representations about material human nature and his evolution – the generalized model of evolution of the human in the physical and spiritual worlds. The given model takes into account as well restrictions of conceptual representations about material human nature and his evolutions determined at the previous stage of researches from a position of new paradigms of natural sciences – universal evolutionism (postulating existence of the general laws at all levels of a material world), synergetics (as sciences about self-organizing), the quantum theory of a field (proving the general nature as barion, and field objects). Under the contents the model is constructed on the following new representations: about the Reality as a single whole – set physical and spiritual worlds of different evolutionary levels; about soul as independent being of an spiritual world which evolution at the present stage of her life is realized on our planet; about evolution of soul as discrete - continuous, piece-smooth sequence of several stages of her development (separate embodiments in the physical world) different quality and complexity; about coexistence and coevolution on a planet of two kinds of the human – a "uninspired ", bio-social reasonable being of the physical world (Homo sapiens) and "inspired", bio-social-spiritual being of an spiritual world (Homo spiritus) which is considered as a triad «a physical body – personality – soul». The offered model of evolution of the human should become – at the subsequent stages of researches – the base of development humanic focused ideology of high technologies as alternatives of concepts of anthropological crisis and transhumanism dominating now.

Key words: the physical (visible) world, the spiritual (invisible) world, the Reality, soul of the human, evolution of soul, interactions and relations of the human and the Reality, a civilization, the generalized model of evolution. 

Библиографическая ссылка на статью:

Голиков Ю.Я. Развитие существующих концептуальных представлений о материальной природе человека и его эволюции // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2023. Т. 8. № 1. С. 4 – 38. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2023_26_1_001

Golikov, Ju.Ja. (2023). Razvitiye sushchestvuyushchikh kontseptual'nykh predstavleniy o material'noy prirode cheloveka i yego evolyutsii [Development of existing conceptual representations about material human nature and his evolution]. Institut psikhologii Rossiyskoy akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Work]. 8(1). 4 – 38. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2023_26_1_001