ПЕДОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛАХ ФЗУ ПРИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ЗАВОДАХ-ГИГАНТАХ (В ПОРЯДКЕ ОБСУЖДЕНИЯ
В.В. Чебышева
V.V. Chebysheva PEDOLOGICAL WORK IN FAS SCHOOLS AT GIANT METALLURGICAL PLANTS (FOR DISCUSSION)
DOI: 10.38098/ipran.opwp_2023_29_4_011
Скачать полный текст статьи (.pdf)
Аннотация. Данная статья посвящена описанию педологической работы в школах фабрично-заводского ученичества при металлургических заводах-гиганта. Автор В.В. Чебышева описала свои методические разработки по разработке порученного ей вопросу – что должен делать педологический кабинет в подобных школах? Она назвала особенности таких учебных заведений: школы выполняют количественно большой заказ производства, насчитывая до 4-х тысяч учащихся; одновременная подготовка нескольких специальностей, разнообразных по характеру и условиям работы (от столяра до сталевара); сложная структура школы содержание педпроцесса: 4-5 отделений или факультетов (металлургической, холодной и горячей обработки металлов, энергетический и т.д.), разнородный ученический состав; поиск новых форм работы школы-гиганта; подготовка рабочих кадров из молодежи, что является основной работой школы при металлургическом заводе, не имеет до сих пор достаточной педагогически и педологически обоснованной базы, страдает рядом крупных недостатков; организация работы с учащимися, живущими в общежитиях; организация общественно-политической, воспитательной работы, по вопросам структуры ученических организаций, по вопросам отбора и распределения видов работы среди различных категорий учащихся. Автор подробно остановилась на описании и конкретизации некоторых пунктов, касающихся подготовки рабочих кадров для основных цехов металлургических заводов (доменного, мартеновского и прокатного) и наиболее актуальных для школ-гигантов металлургии задачах.
Ключевые слова: школы фабрично-заводского ученичества, металлургические заводы-гиганты Днепропетровщины, педологи, подготовка квалифицированных кадров.
Abstract. This article is devoted to the description of pedological work in factory apprenticeship schools (FAS) at giant metallurgical plants.Author V.V. Chebysheva described her methodological developments for the study of the question entrusted to her – what should a pedological office do in such schools? She named the features of such educational institutions: schools fulfill a quantitatively large order of production, numbering up to 4 thousand students; simultaneous training of several specialties, varied in nature and working conditions (from carpenter to steelmaker); complex structure of the school, content of the teaching process: 4-5 departments or faculties (metallurgical, cold and hot metal processing, energetic, etc.), heterogeneous student staff; search for new forms of work for the giant school; training young workers, which is the main work of a school at a metallurgical plant, still have not had a sufficient pedagogical and pedological basis and suffered from a number of major shortcomings; organizing work with students living in dormitories; organization of socio-political, educational work, on the structure of student organizations, selection and distribution of types of work among various categories of students. The author dwelled in detail on the description and specification of some points relating to the training of workers for the main shops of metallurgical plants (blast, open-hearth and rolling furnaces) and the most relevant tasks for the giant schools of metallurgy.
Key words: factory apprenticeship schools, giant metallurgical plants, pedologists, training of qualified personnel.
Библиографическая ссылка на статью:
Чебышева В.В. Педологическая работа в школах ФЗУ при металлургических заводах-гигантах (в порядке обсуждения) // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2023. Т. 8. № 4. С. 273-289. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2023_29_4_011
Chebysheva, V.V. (2023). Pedologicheskaja rabota v shkolah FZU pri metallurgicheskih zavodah-gigantah (v porjadke obsuzhdenija) [Pedological work in FAS schools at giant metallurgical plants (for discussion)]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 8(4). 273-289. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2023_29_4_011