ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

М.Н. Рыбникова, Ю.Э. Писаренко

M.N. Rybnikova, Ju.Je. Pisarenko FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF AVIATION SPECIALISTS IN THE TRAINING PROCESS

10.38098/ipran.opwp_2025_34_1_005

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация: Рассматривается проблема формирования и развития профессионально важных качеств в процессе обучения специалистов экстремальных профессий на примере курсантов и летчиков Военно-Воздушных Сил. Приводится историческая справка, отражающая проблемы становления в нашей стране профессионального психологического отбора (ППО) в авиационные училища, начиная с 20-х годов прошлого века и до настоящего времени. Согласно действующим нормативным документам, кандидаты, поступавшие  в летные военные училища, распределяются на 4 группы по результатам проведения ППО: первая группа (отличные результаты) – зачисляются в первую очередь без конкурса; вторая группа (хорошие результаты) – зачисляются на общих основаниях; третья группа (посредственные результаты) – принимаются в случае, если при их высоких оценках вступительных экзаменов остались свободные места после зачисления кандидатов первой и второй групп; четвертая группа (низкие результаты) – не рекомендуется к приему в летные училища. Начиная с середины 90-х годов прошлого века подавляющее большинство кандидатов для обучения в летном училище – это молодые люди с 3-ей группой ППО, реже  – 2-ой группой ППО и редко  –  1-ой группой ППО. Эта тенденция связывается с воздействием неблагоприятных общественно-экономических, демографических и экологических факторов, что проявляется в увеличении среди молодежи процента лиц с ослабленным физическим здоровьем, психосоматическими заболеваниями и другими негативными проявлениями. Выдвигается тезис о необходимости дополнения ППО кандидатов проведением психологического сопровождения профессионального обучения курсантов для развития у них  профессионально важных качеств (ПВК) с помощью специальных психологических методов.  Предлагается программа формирования и развития ПВК летчиков, начиная с их обучения в летных училищах и на дальнейших этапах профессионализации. 

Ключевые слова: профессионально важные качества; профессиональный психологический отбор; группы кандидатов, поступающих в летные военные училища; психологическое сопровождение курсантов летных училищ; формирование и развитие профессионально-важных качеств курсантов и летчиков.

Abstract. The article considers the problem of formation and development of professionally important qualities in the process of training specialists in extreme professions using the example of cadets and pilots of the Air Force. A historical background is provided reflecting the problems of formation of professional psychological selection (PPS) in aviation schools in our country, starting from the 20s of the last century and up to the present time. According to the current regulatory documents, candidates entering military flight schools are divided into 4 groups based on the results of the PPS: the first group (excellent results) - are enrolled first of all without competition; the second group (good results) - are enrolled on a general basis; the third group (mediocre results) - are accepted if, despite their high grades in the entrance exams, there are vacancies left after the enrollment of candidates from the first and second groups; the fourth group (low results) - is not recommended for admission to flight schools. Since the mid-1990s, the vast majority of candidates for training at a flight school are young people with the 3rd group of PPO, less often - the 2nd group of PPO and rarely - the 1st group of PPO. This trend is associated with the impact of unfavorable socio-economic, demographic and environmental factors, which is manifested in an increase in the percentage of people with poor physical health, psychosomatic diseases and other negative manifestations among young people. A thesis is put forward about the need to supplement the PPO of candidates with psychological support for the professional training of cadets to develop their professionally important qualities (PIQ) using special psychological methods. A program is proposed for the formation and development of PPI of pilots, starting with their training in flight schools and at further stages of professionalization.

Key words: professionally important qualities; professional psychological selection; groups of candidates entering military flight schools; psychological support for cadets of flight schools; formation and development of professionally important qualities of cadets and pilots.

Библиографическая ссылка на статью:

Рыбникова М.Н., Писаренко Ю.Э. Формирование и развитие профессионально важных качеств авиационных специалистов в процессе обучения // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда, 2025. Т. 10. № 1. С. 116-130. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_34_1_005

Rybnikova, M.N., Pisarenko, Ju.Je. (2025). Formirovanie i razvitie professional'no vazhnyh kachestv aviacionnyh specialistov v processe obuchenija [Formation and development of professionally important qualities of aviation specialists in the training process]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 10(1). 116-130. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_34_1_005