ПСИХОТЕХНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
Н.Д. Левитов
N.D. Levitov PSYCHOTECHNICS AND PROFESSIONAL CONSULTATION OF YOUTH
DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_36_3_009
Скачать полный текст статьи (.pdf)
Аннотация. В данной статье Н.Д. Левитов уделяет внимание одному из направлений психотехнической деятельности – профессиональной консультации молодежи. Психотехники понимают всю важность этого вопросы и выделяли следующие значимые пункты: подросток, юноша имеет колебания в структуре личности; важно изучать его интересы и склонности, социально-бытовую среду, материальное положение, осведомленность в профессиях, внушение со стороны различных лиц, – все это влияло на мотивы выбора профессии; следует сосредоточится не на профессии, а на профессиональном русле с учетом типа производства; имеющуюся патологию нельзя не учитывать. При диагностике психотехники исследовали общую умственную одаренность; «низшие эквиваленты одаренности» (Мейман): внимание, наблюдательность, память, индивидуальная упражняемость; качества психомоторной сферы: темп, ритм, координация движений, моторная установка; техническую одаренность; конторскую исполнительность; социальную одаренность; педагогическую одаренность; эмоционально-волевую сферу; художественную одаренность. За три года работы по профконсультации выделились группы: подростки, направленные в школы ФЗУ; подростки, обучающиеся дополнительно стенографии, машинописи, черчению и т.д.; подростки, окончившие семилетку и поступающие в техникумы; молодежь, поступающая в ВУЗы; молодые люди, желающие получить художественное образование в той или другой области; взрослые люди, кандидаты на рабфаки, значительный контингент молодежи без четкого представления о своем трудовом будущем.
Ключевые слова. История психологии, психотехника, профессиональная консультация, подростки, образование.
Abstract. In this article, N.D. Levitov pays attention to one of the areas of psychotechnical activity – professional consultation of youth. Psychotechnicians understood the importance of this issue and highlighted the following significant points: a teenager, a young man has fluctuations in the structure of his personality; it is important to study his interests and inclinations, social and living environment, financial situation, awareness of professions, suggestion from various people - all this influenced the motives for choosing a profession; one should focus not on the profession, but on the professional channel, taking into account the type of production; existing pathology cannot be ignored. When diagnosing psychotechnics, general mental giftedness was studied; "lower equivalents of giftedness" (Meuman): attention, observation, memory, individual exerciseability; qualities of the psychomotor sphere: tempo, rhythm, coordination of movements, motor installation; technical giftedness; office diligence; social giftedness; pedagogical giftedness; emotional-volitional sphere; artistic giftedness. Over three years of work on vocational counseling, the following groups emerged: adolescents sent to vocational schools; adolescents additionally studying shorthand, typing, drawing, etc.; adolescents who have completed seven years of school and were entering technical schools; young people entering universities; young people wishing to receive an art education in one field or another; adults, candidates for workers' faculties, a significant contingent of young people without a clear idea of their future in work.
Keywords. History of psychology, psychotechnics, professional counseling, teenagers, education.
Библиографическая ссылка на статью:
Левитов Н.Д. Психотехника и профессиональная консультация молодежи // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2025. Т. 10. № 3. С. 232-244. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_36_3_009
Levitov, N.D. (2025). Psihotehnika i professional'naja konsul'tacija molodezhi [Psychotechnics and professional consultation of youth]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 10(3). 232-244. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2025_36_3_009